К основному контенту

Елена Скульская. Самсон выходит из парикмахерской

Скульская Е. Самсон выходит из парикмахерской : роман // Звезда. - 2019. - № 3.
Читать: на сайте журнала "Звезда", в "Журнальном зале".
Известный литератор Елена Скульская некоторое время назад представила два своих новых произведения - романы "Пограничная любовь" и "Самсон выходит из парикмахерской". Они представляют собой дилогию, посвященную истории лирической героини Лили Скульской и ее приключениям в вымышленной - но такой узнаваемой - вселенной, которая населена персонажами, чьи прототипы тоже легко считываемы. Если первая часть дилогии вышла отдельными томами, причем на русском и эстонском языках, то второй роман напечатан пока лишь в санкт-петербургском литературном журнале "Звезда".
Возможно, именно поэтому его публикация пока еще не вызвала скандала, ведь текст романа, написанного в гротескной и фанстасмагоричной манере, способен вызвать противоречивые чувства у тех, кто знаком с ситуацией в Русском театре Эстонии и особенно его сотрудников. Представители последнего, кстати, не стали давать официального комментария, сославшись, что не считают нужным уделять внимание "подобным низкопробным вещам".
От автора:
Я всегда говорю, что моя родина - русский язык и русская литература, но родилась я и прожила всю жизнь в Эстонии, здесь мой дом. И конечно, на меня влияла не только русская поэзия, но не меньше и эстонская, и внутренняя свобода обреталась в общении с коллегами и друзьями, пишущими на обоих языках. Для меня бесконечно важно, чтобы русскую и эстонскую культуру связывал взаимный интерес, да, собственно, ему ничто и не угрожает, но все-таки в полнейшей мере он реализуется при условии добрых отношений между государствами, - именно этой сентиментальной мечтой питался и был движим мой роман, не имеющий ни малейшего отношения к реальным событиям.
Цитата: 
Наша держава, любезный читатель, готовится к войне. Если люди в ушанках на танках не смогут нас победить, то они сбросят на нас атомную бомбу. И тогда погибнут все, кроме тараканов и крыс. И вот адмирал решил в порядке строгой очередности пересаживать наши головы крысам. Конечно, пока никто не знает, сможет ли крыса, обремененная человеческой головой, столь же доблестно пережить атомную катастрофу, как пережила бы со своей собственной, но приходится рисковать во имя будущего, когда, уже после надвигающейся войны, мы вновь заживем свободно и счастливо, если крысы нас не подведут (раздавались голоса и в пользу тараканов, но смехотворную эту идею адмирал отверг после первого же эксперимента: таракан не смог вынести на своих плечах даже новорожденную человеческую голову, зря погубили достойную особь).
Но и с крысами операции проходят не так просто и легко, как хотелось бы, есть неудачи, есть жертвы; крысиные головы становятся биологическим отходами, нам же временно пересаживают то одно, то другое - по воле случая. Иногда приживается, иногда - нет... 
Рецензии: 
Накануне войны, которая назревает на мосту Дружбы между Нарвой и Ивангородом, ставится безумный эксперимент. Людям пересаживают звериные головы - ​барсука, лисы, кабана и др., а человеческие головы - ​крысам, якобы способным пережить атомный взрыв. Художественному же руководителю местного театра - ​главному объекту сатиры в романе - ​достаются ягодицы. С ними вместо головы он продолжает руководить учреждением. С неизбежностью оно попадает в круговорот невероятных событий, рассказ о которых и составляет прихотливый сюжет книги. Главная героиня зовется Еленой Скульской (альтер эго автора), и она пишет свой «Театральный роман», но только не про великий МХАТ, а про утлый мирок условного театра в условной стране. Конечно, особо догадливые легко заподозрят в нем Русский театр Эстонии в городе Таллине эпохи правления режиссера Филиппа Лося...
Русский писатель из Эстонии предлагает метафорическое описание той поликультурной реальности, в которой проходит жизнь языкового меньшинства, ставшегося заложником непростых отношений Морской Державы и Занаровья (такие термины используются автором). Фантастические детали, свифтовски острые намеки на реальные события (зачастую плохо понятные российскому читателю), преобразующий действительность мир театра - всё сливается воедино.
Из интервью Елены Скульской: 
Я не верю писателям, которые пишут о том, чего они не знают, не пережили, не испытали на себе. Я много лет была связана с театром, поэтому сам материал, естественно, был продиктован моим личным опытом, так бывает с любым писателем. Но, знаете, ни один литератор не переносит жизнь в чистом виде в художественный текст. Жизнь лишь материал, отрез ткани, из которого шьется то выходное платье с голой спиной, то саван, то маскарадный наряд. Не стоит смешивать жизнь с литературой, они ночуют в разных постелях.
Оба романа фантастические и реальным именем названа только одна героиня - в первом романе Лиля Скульская (мое детское имя), во втором - Елена Скульская (она же - Мария Драй). Обе героини - воплощение самого карикатурного, самого смешного и нелепого толка, они хуже всех остальных персонажей, та беспощадность, с которой я вывожу на страницы саму себя, должна снять с повестки дня все возможные обиды каких-то людей, пожелавших узнать себя в героях и отождествить себя с ними. При этом я не отрицаю, что литература мстительна, как граф Монте-Кристо.
Скульская Е. Литература и жизнь ночуют в разных постелях :
интервью / беседовал Д. Кукушкин
Фото с сайта
Об авторе: 
Елена Григорьевна Скульская (эст. Jelena Skulskaja) - русская эстонская писательница, поэтесса, драматург, публицист. Член СП СССР (1980), после 1991 года - член Союза писателей Эстонии. Родилась в семье писателя Григория Михайловича Скульского. Окончила филологический факультет Тартуского университета в 1972 году. После окончания университета работала учителем в школе (1972-74), в газетах «Советская Эстония» (1974-97), «Молодежь Эстонии» (1997-99). Педагог, а потом советник по литературе в Русском театре Эстонии (с 1999). Начала публиковаться с 1968 года, стихи вошли в коллективный поэтический сборник «Знакомство» (1970). Первая авторская книга стихов «Глава двадцать шестая» вышла в 1978 году. В дальнейшем выходили книги стихов, эссеистики, прозы, мемуаристики: «Неизвестному художнику» (1980), «Песня грифельной ветки» (1984), «В пересчете на боль. Книга об отце» (1991), «Стихи на смерть фикуса» (1996), «Записки к N» (1996), «Однокрылый рояль. Рыбы спят с открытым ртом» (2000), «Ева на шесте» (2005), «Любовь» и другие рассказы о любви» (2008), «До» (2010), «До встречи в Раю» (2011), «Песня для мужского голоса» (2011), «Мраморный лебедь» (2014). Участник коллективных сборников: «Татьяна Бек: она и о ней», «Довлатов. Творчество, личность, судьба», «Сергей Довлатов. Последняя книга». Художественный руководитель «Дней Довлатова в Таллине». Произведения Елены Скульской переводились на эстонский язык: «Русская рулетка», «40 градусов», «Наши мамы покупали вещи, чтобы не было войны». В эстонской газете «KesKus» ведет постоянный раздел о русской литературе (с 1997). 
На сайте LiveLib
На сайте Ruspekh.ru

Спрашивайте в библиотеках!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Александр Мелихов. И нет им воздаяния

Александр Мелихов. И нет им воздаяния :  роман // Новый мир. - 2012. - № 2, 3. Читать в Журнальном зале": начало ,  окончание . Купить в редакции. В анонсе номера:  Роман, внутренний сюжет которого можно было бы назвать сюжетом Гамлета сегодня: повествователь, понуждаемый духом умершего отца, пытается найти и покарать тех, кто сломал отцу жизнь. Однако то, что сравнительно легко – пусть и с трагическими последствиями - далось его датскому предшественнику, оказывается неимоверно сложной задачей в условиях русского ХХ века, где не всегда просто отделить в поступках людей их злую волю от воли внешних обстоятельств, от силовых полей русской истории; ситуация, усложненная в романе еще противоречивым комплексом “еврейской темы” в сознании наших современников. Анонс №2, Февраль 2012 год Автор о романе: Сейчас вся дилогия выходит в издательстве «АСТ» под общим названием «Тень отца». Но пока тянулась положенная издательская процедура, я закончил последнюю часть трилогии «И

Владимир Медведев. Заххок

Медведев В. Заххок : роман / Владимир Медведев // Дружба народов. - 2015. - № 3-4. Читать : начало , окончание . Анонс: Фон романа Владимира Медведева "Заххок" — гражданская война в Таджикистане, один из самых кровавых конфликтов на территории бывшего СССР. Драматические события разворачиваются в глухом горном ущелье на рубеже с Афганистаном. Здесь, в экстремальных жизненных условиях с предельной четкостью проступают все границы. Между жизнью и смертью. Меж добром и злом. Реальным и воображаемым. Властью и поддаными. Городом и деревней. Человеком и природой. Женщинами и мужчинами. Молодыми и старыми. Живыми и мертвыми. Своими и Чужими. Анонсы журнала "Дружба народов" Рецензии: О событиях двадцатилетней давности в Таджикистане — роман Владимира Медведева "Заххок", где главный герой — человек, увидевший иной ракурс жизни. Он пытается понять других людей, не потерять почву под ногами и найти поддержку. Во времена кровопролитной гражданской вой

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8. Читать на сайте журнала "Новый мир" . Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года. В анонсе номера: Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории.  Анонс 8-го номера журнала «Новый мир» Автор: Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине. Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мир