К основному контенту

Игорь Вишневецкий. Неизбирательное сродство

Вишневецкий И. Неизбирательное сродство : роман из 1835-го года / Новый мир. - 2017. - №  9.
Читать фрагмент романа на сайте журнала "Новый мир"
В анонсе номера:
В своем новом романе Вишневецкий не только переносит время действия в 1835 год, но и сам как бы переселяется в те времена, пополнив ряды тогдашних мастеров русской романтической и фантастической повести – Одоевского, Павлова, Погодина, Вельтмана и др. В романе этом есть все, что предполагает старинный жанр русской романтической повести: роковые тайны рода, живые полнокровные герои рядом с нежитью, видения и пророческие сны; картины цветущей, светом исходящей культуры Рима, Флоренции, Болоньи, которой любуется русская артистическая публика, осваивающая тогдашнюю Европу, и сумрачного, глухого русского поместья с его темным и, как выясняет финал, провидческим прошлым; и так далее, и так далее. Единственное, что потребуется здесь от читателя, это особая сосредоточенность на тексте, почти утраченная нами в нашу теле- и видео- эпоху.
Если бы эта история была написана сразу, то содержание ее можно было бы отнести на поветрия времени. Но меньше всего здесь каких-либо поветрий.
Каждые 22 года князь Эспер Лысогорский появляется на повороте на Навьино. Он одет по моде, которую легко отыскать в приложениях к московским журналам середины 1830-х. В руках Эспера трость с набалдашником из переплетенных змей, увенчанных крылышками, на нем широкополая шляпа блином не по погоде и климату, под мышкой свернутый трубой плед. Он обращается к проезжающим мимо на несколько церемонном и искусственном, на нынешний вкус, наречии, на котором уже не говорят даже на сценах столичных театров, и спрашивает, много ли еще верст до Навьина. Но поворот давно ведет в никуда...
Рецензия:
«Повесть из 1835 года» начинается и почти до самого конца продолжается как роман-стилизация (стилизаторское мастерство Вишневецкого хочется, без всяких дотошных сверок, объявить уникальным для сегодняшней русскоязычной прозы), а завершается как роман исторический. Формально «Неизбирательное сродство», с его мотивом ожившего мертвеца или искусственного возвращения к жизни, стилизовано под фантасмагорическую повесть позднего романтизма (так что кивок в сторону Гете выглядит не особо удачным ходом). В тот зазор между автором «физическим» и автором-письмом, зазор, который остается всегда, даже если стилизатор стремится уподобиться копиисту, нужный, чтобы две модели смогли «встретиться взглядами», Игорь Вишневецкий закачивает свои смыслы. Смысл, метафорой которого взято фантастическое допущение, – бесконечное вместо вечного. Об этом роман, имеющий в основании своем метафору...
Об авторе:
фото с сайта
Вишневецкий Игорь Георгиевич - поэт, прозаик, кинорежиссёр, историк литературы и музыки. Родился в 1964 году в Ростове-на-Дону. Предки по отцовской линии — обедневшая шляхта и казаки — жили в Донском крае несколько столетий; предки по материнской — поместное и служилое дворянство (и купечество) из Орловщины и Поволжья. Окончил филологический факультет Московского государственного университета (1986), защитил диссертацию в Браунском университете, США (1995). Автор книг стихов и прозы, исследовательских монографий по музыке и литературе, кинорежиссёр. Повесть «Ленинград» удостоена премий журнала «Новый мир» за лучшую прозу 2010-го года и НОС (Новая словесность) за 2011-й год. Фильм по повести награждён премией «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России (2014) и гран-при и призом за лучший сценарий на кинофестивале в Ейске (2015). Живёт в Питтсбурге.
Список публикаций автора в литературно-художественных журналах.
Спрашивайте в библиотеках!

Популярные сообщения из этого блога

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8.
Читатьна сайте журнала "Новый мир". Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года. В анонсе номера:
Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории. 
Анонс 8-го номера журнала «Новый мир» Автор:
Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине.
Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мира, в том числе Индии и К…

Владимир Медведев. Заххок

Медведев В. Заххок : роман / Владимир Медведев // Дружба народов. - 2015. - № 3-4. Читать: начало, окончание.
Анонс: Фон романа Владимира Медведева "Заххок" — гражданская война в Таджикистане, один из самых кровавых конфликтов на территории бывшего СССР. Драматические события разворачиваются в глухом горном ущелье на рубеже с Афганистаном. Здесь, в экстремальных жизненных условиях с предельной четкостью проступают все границы. Между жизнью и смертью. Меж добром и злом. Реальным и воображаемым. Властью и поддаными. Городом и деревней. Человеком и природой. Женщинами и мужчинами. Молодыми и старыми. Живыми и мертвыми. Своими и Чужими.
Анонсы журнала "Дружба народов" Рецензии: О событиях двадцатилетней давности в Таджикистане — роман Владимира Медведева "Заххок", где главный герой — человек, увидевший иной ракурс жизни. Он пытается понять других людей, не потерять почву под ногами и найти поддержку. Во времена кровопролитной гражданской войны в маленьком рай…

Роман Сенчин. Дождь в Париже

Сенчин Р. Дождь в Париже : фрагмент романа // Нижний Новгород. - 2017.  - № 6. - С. 168-184;  Дружба народов. - 2017. - № 10. - С. 157-173; Наш современник. - 2017. - № 12. - С. 25-44. Читать: на сайте журнала "Наш современник" в "Журнальном зале" на сайте "Журнальный мир" Автор: Вещь называется «Дождь в Париже», но по содержанию она - о моём родном Кызыле, столице Тувы. Некоторые уже посмеялись над несоответствием названия и содержания… Это отчасти автобиографический текст. Несколько лет назад, осенью, я провёл в Париже четыре дня. Было два выступления на каком-то литературном мероприятии, а в остальное время я валялся в крошечном номере отеля. В голову лезли воспоминания о моём детстве, о юности, которые прошли в Кызыле. Я заставлял себя идти гулять по Парижу, но не мог. Тем более все четыре дня лил дождь, и я оправдывал свое лежание на кровати тем, что холодно и сыро…
Потом захотелось написать об этом казусе. Правда, я уехал из Кызыла в 93-м, в двадцать два …