К основному контенту

Ольга Славникова. Прыжок в длину

Славникова О. Прыжок в длину : роман // Знамя. - 2017. - № 7, 8.
Читать в "Журнальном зале": начало, окончание.
В анонсе номера:
Славникова из тех штучных литераторов, которые выходят на публику раз в несколько лет – с текстом, сразу становящимся литературным событием. "Прыжок в длину", как и предыдущий роман Славниковой, "Легкая голова" - это роман, отвечающий на вопрос "Что будет, если?". Что будет, если юный спортивный вундеркинд увидит: по двору едет машина, а навстречу внезапно выбежал соседский ребенок, и их столкновение – неизбежно? Ведь он спасет этого ребенка, правда? И этот поступок, этот подвиг, это ведь хорошо, так? Но не тут-то было…Читатель, вовлеченный в воронку этического эксперимента, почти сразу начинает испытывать легкое головокружение от потери твердых ориентиров. Впрочем, как и от поворотов сюжета. Поэтому даже не спрашивайте меня, спас ли спортсмен мальчика, и что было после. Роман написан так, что ни один его сюжетный поворот нельзя «сдать» читателю до чтения. И я не буду. 
Евгения Вежлян
Анонс журнала «Знамя»
Автор:
// Обсуждаем в эфире программы "Беседка" на радио "Комсомольская правда"
"Прыжок в длину" - роман о человеке одаренном, имеющем особый талант на небольшое время, в прыжке, преодолевать гравитацию - и потому уязвимом. Мне интересно писать о людях талантливых. В романе "Один в зеркале" герой - математик, близкий к гениальности. Когда я работала над книгой, для меня стало открытием, что талант видит человека ординарного такой же загадкой, какой принято считать его самого. Теперь, в новой книге, я дописалась до понимания, что талант делает своего носителя мишенью рока. Именно в момент наивысшего раскрытия уникальных сил судьба наносит удар. Главный герой прыгнул под колеса не потому, что хотел спасти ребенка, а потому, что почувствовал: вот, сейчас он сможет преодолеть восьмиметровую отметку. И лишился обеих ног.
Рецензии:
Реальное отображение жизни с вкраплениями чуда и образно-фантастического, безусловно, найдет отклик у требовательного искушенного читателя. Карусель событий и происшествий, в меру узнаваемых, порой необычных для восприятия, оставляет осадок острой жажды классических признаков романа. При этом сюжет на поверку оказывается больше кинематографичным. Стараниями Ольги Славниковой герои получают отчетливое жизненное наполнение. Но постоянное авторское ироничное отношение сводит на нет ярко выраженный социальный аспект темы инвалидов-опорников, разноплановые художественные замыслы и многообещающие идеи...
// Проза. ру. -2017. - 9 сентября
"Прыжок в длину" – ещё один вариант «Славниковой-light», где язык не даёт в себе завязнуть, но в то же время позволяет погрузиться в полнокровный, прописанный во всех деталях, более настоящий, чем сама реальность, мир. 
// Фонтанка.ру. - 2017. - 28 августа
Я лично прочла книгу Ольги Славниковой "Прыжок в длину" и могу ручаться: это сочинение крупного калибра. 
Ольга Славникова – писатель эпический, в ее книгах почти нет диалогов, публицистических воззваний, нет никакой нехудожественной "воды", а уж тем более сиропа. Никакой пустопорожней болтовни о России. Из движения времени и судеб людей Славникова ткет полотно образов такой плотности, что внимательный читатель чувствует: его затягивает в мощное драматическое пространство, притом созданное из обычного, привычного, знакомого. Сказать, что Славникова хорошо пишет, – не значит сказать что-нибудь, она пишет удивительно. 
// Аргументы недели. - 2017. - № 34. - 31 августа
 Тот, кто не читал Славникову, должен знать: дело это далеко не легкое. Ее язык чудовищно сложен, и так же чудовищно красив. Такой роман невозможно читать в маршрутке, очереди или туалете. Этому чтению нужно посвящать отдельное время. И оно того стоит. Слог автора требует того, чтобы вы каждые полторы метафоры делали паузы и переводили дух. Слишком уж витиевато, парадоксально и захватывающе.
Вообще же, "Прыжок в длину" вполне в духе Славниковой. Со временем она почти не меняется. Разве что, ее проза становится более мизантропской, презрительной по отношению к герою и человечеству в целом. В ее художественном мире все меньше обаятельных персонажей, красивых чувств, понятных человеческих отношений. И все же, несмотря на холодность и отстраненность автора, текст вызывает глубочайшую эмпатию. Возможно, это и есть главный профессиональный секрет Славниковой. 
Все серое и обыденное — улицы, здания, человеческие лица и даже ненужные вещи — для нее только повод смешать краски на палитре. Поэтому ее проза буквально блестит цветами. Все здесь яркое, выпуклое, почти пересвеченное. Славниковой важны не столько сами факты жизни, сколько то, как они звучат, сочленяются и играют красками. На одной странице она сравнивает лицо человека с прелой розой, на следующей — с лошадиным седлом. Позже она сравнивает его с утюгом, с китайским иероглифом, с моллюском, с ежовой рукавицей, с разбухший губкой… Причем вся эта цветная пестрота отлично уживается с печальными картинами российского быта. 
 // Год литературы. - 2017. - 16 августа
Об авторе:
фото с сайта RG.RU
Славникова Ольга Александровна — русская писательница, прозаик, критик, эссеист.
Родилась 23 октября 1957 года в Свердловске (сейчас Екатеринбург) в семье инженеров-оборонщиков. В детстве проявляла выдающиеся способности к математике, побеждала на олимпиадах краевого и республиканского уровня, но под влиянием преподавательницы русского языка и литературы, которая заведовала школьным кружком любителей художественного слова, в 1976 году поступила на факультет журналистики Уральского государственного университета. В 1981 году окончила его. После этого некоторое время работала в книгоиздательской сфере, в редакции журнала «Урал», затем и сама стала писать, по собственным словам, «оттого, что заняться больше было нечем, а свободного времени оставалась прорва». Публикации начального периода творчества в журнале «Урал» и в малотиражных сборниках молодых авторов, которые сама Славникова с едкой издевкой называет «братскими могилами». Славникова официально занимает пост координатора прозаического направления литературной премии «Дебют». Лауреат премии «Русский Букер», премии им. Юрия Казакова, дважды финалист премии «Большая книга», лауреат международной премии Jenima Prize.
Список публикаций автора в литературно-художественных журналах.
Полностью роман выходит в издательстве АСТ. Редакция Елены Шубиной.
Ольга Славникова. «Прыжок в длину». Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017
 Новый роман лауреата премии «Русский Букер» Ольги Славниковой продолжает традиции магического реализма. Главный герой — спортсмен-юниор, одаренный способностью к краткой левитации. На него возлагают большие надежды, но один роковой прыжок способен сломать жизнь: вытолкнув соседского мальчика из-под колес джипа, он попадает под него сам и... лишается обеих ног.

Спрашивайте в библиотеках!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Владимир Медведев. Заххок

Медведев В. Заххок : роман / Владимир Медведев // Дружба народов. - 2015. - № 3-4. Читать : начало , окончание . Анонс: Фон романа Владимира Медведева "Заххок" — гражданская война в Таджикистане, один из самых кровавых конфликтов на территории бывшего СССР. Драматические события разворачиваются в глухом горном ущелье на рубеже с Афганистаном. Здесь, в экстремальных жизненных условиях с предельной четкостью проступают все границы. Между жизнью и смертью. Меж добром и злом. Реальным и воображаемым. Властью и поддаными. Городом и деревней. Человеком и природой. Женщинами и мужчинами. Молодыми и старыми. Живыми и мертвыми. Своими и Чужими. Анонсы журнала "Дружба народов" Рецензии: О событиях двадцатилетней давности в Таджикистане — роман Владимира Медведева "Заххок", где главный герой — человек, увидевший иной ракурс жизни. Он пытается понять других людей, не потерять почву под ногами и найти поддержку. Во времена кровопролитной гражданской вой

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8. Читать на сайте журнала "Новый мир" . Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года. В анонсе номера: Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории.  Анонс 8-го номера журнала «Новый мир» Автор: Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине. Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мир

Александр Мелихов. И нет им воздаяния

Александр Мелихов. И нет им воздаяния :  роман // Новый мир. - 2012. - № 2, 3. Читать в Журнальном зале": начало ,  окончание . Купить в редакции. В анонсе номера:  Роман, внутренний сюжет которого можно было бы назвать сюжетом Гамлета сегодня: повествователь, понуждаемый духом умершего отца, пытается найти и покарать тех, кто сломал отцу жизнь. Однако то, что сравнительно легко – пусть и с трагическими последствиями - далось его датскому предшественнику, оказывается неимоверно сложной задачей в условиях русского ХХ века, где не всегда просто отделить в поступках людей их злую волю от воли внешних обстоятельств, от силовых полей русской истории; ситуация, усложненная в романе еще противоречивым комплексом “еврейской темы” в сознании наших современников. Анонс №2, Февраль 2012 год Автор о романе: Сейчас вся дилогия выходит в издательстве «АСТ» под общим названием «Тень отца». Но пока тянулась положенная издательская процедура, я закончил последнюю часть трилогии «И