Старцева Ю. Коль пойду в сады али в винограды : повесть // Звезда. - 2017. - № 8.
Читать:
в "Журнальном зале"
...По крайней мере, текст получился красивым, фактологически грамотным, безобидным (чего не скажешь о 80% нынешней "исторической прозы"), и небесполезным по части просветительства. Решпект превеликий, о, Фелица моего вертограда! В «Садах-виноградах» описано перерождение плута-канцеляриста в лирика, певчую птаху.
...Кем бы ни сделала его судьба: секретарем, придворным, ссыльным, заключенным — он останется поэтом и в ответ на любые удары рока токмо вирши сложит. Злая Фортуна ставит молодому человеку множество подножек, как и всем маленьким людям, когда «большие люди» ими, как мелкой монетой, расплачиваются.
За чтением не без удивления отмечаешь: та давняя эпоха во многом перекликается с нынешней. И в начале третьего тысячелетия маленький человек вынужден отстаивать себя в играх больших людей, избегать адовой пасти государственной политики. И тот, кто ускользнул от высочайшего гнева, от монаршего глаза, легко становятся добычей ретивых чиновников, готовых на злодейство, если брезжит надежда поймать рыбку в мутной воде. Вот из-за чиновного рвения и завертелась пыточная карусель вокруг секретаря-стихотворца Егора Столетова.
Об авторе:
Юлия Владимировна Старцева родилась в 1969 г. в Норильске.
Прозаик, публицист, филолог.
Окончила с отличием факультет филологии и журналистики Красноярского госуниверситета (1994), затем Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького (1997). Работала корреспондентом, литературным редактором, корректором, главным редактором в печатных и электронных СМИ и издательствах.
Участник и призер (за повесть «Убить змею») фестиваля писателей-фантастов «Белое пятно» (Новосибирск, 1994).
Участник Первого Всероссийского совещания молодых писателей (Ярославль, 1996), Международного форума писателей «Литературный экспресс Европа–2000» (Москва, 2000). Делегат III съезда СРП (Смоленск, 2004).
Стипендиат Министерства культуры РФ.
Член Союза российских писателей с 1 июля 1996 г.; член Союза писателей Санкт-Петербурга.
Лауреат двух литературных премий: Всероссийской литературной премии Фонда имени В. П. Астафьева в номинации «Молодые писатели» за 1996 год и краевой премии «Вдохновение» в номинации «Дебют» за 1997 год. Обе премии присуждены за роман «Время нереально». В 1998 г. роман выдвигался на соискание премии «Русский Букер» (вошел в лонг-лист).
Член редколлегии и постоянный автор пражского русскоязычного журнала «Процесс».
Живет в Санкт-Петербурге.
На сайте "Литературная карта Красноярского края"
Читать:
в "Журнальном зале"
Цитата:
Вот и Егор, сын незаможных дворян Столетовых, пригож был лицом, хотя ростом невелик, сухопар, и весьма востер умом. Знал немецкий и польский языки, латынь и русскую грамоту, бегло пером владел. Ученость хороша при сильном покровителе. А кто силен при Петре Алексеевиче, первом императоре российском? Немцы!
Прежде служил да добра не нажил у вдовой царицы Марфы Матвеевны, да у адмирала Апраксина в писцах, за бездельство вельможа его со двора сбыл. Тогда грамотей поднес Виллиму Ивановичу презент: пищаль в шесть червонных, бочонок доброго венгерского вина, чулки шелковые аглицкого дела, кусок красного сукна и лисий мех в двадцать рублей — яркий, что огонь, без пролысинки, прямо живой лис. Милостивец порешил: оставаться Егору Столетову при коррешпонденции, а скоро за удачно составленные бумаги в главные канцелярские крысы произвел. «А у тебя есть слог!» — молвил с похвалою.
Скоро Егор за барским столом очутился: сперва на дальнем конце, а после и по правую руку Виллима Ивановича.
Вот и Егор, сын незаможных дворян Столетовых, пригож был лицом, хотя ростом невелик, сухопар, и весьма востер умом. Знал немецкий и польский языки, латынь и русскую грамоту, бегло пером владел. Ученость хороша при сильном покровителе. А кто силен при Петре Алексеевиче, первом императоре российском? Немцы!
Прежде служил да добра не нажил у вдовой царицы Марфы Матвеевны, да у адмирала Апраксина в писцах, за бездельство вельможа его со двора сбыл. Тогда грамотей поднес Виллиму Ивановичу презент: пищаль в шесть червонных, бочонок доброго венгерского вина, чулки шелковые аглицкого дела, кусок красного сукна и лисий мех в двадцать рублей — яркий, что огонь, без пролысинки, прямо живой лис. Милостивец порешил: оставаться Егору Столетову при коррешпонденции, а скоро за удачно составленные бумаги в главные канцелярские крысы произвел. «А у тебя есть слог!» — молвил с похвалою.
Скоро Егор за барским столом очутился: сперва на дальнем конце, а после и по правую руку Виллима Ивановича.
Рецензии:
Повесть Юлии Старцевой представляет собой очерк биографии Егора Столетова, личности, чья судьба оказалась удивительной, экзотичной и трагичной даже по меркам его эпохи - 20-30-х годов XVIII века. Поэт, секретарь Виллема Монса, щёголь, плут и взяточник, конфидент и любимец Екатерины I, фигурант "дела Монса", "человек свиты" малого двора цесаревны Елизаветы, неосторожный участник фрондёрских бесед круга Долгоруких, ссыльный, главный фигурант "повторного дела", возникшего из случайности. Казнён в 1736 году....По крайней мере, текст получился красивым, фактологически грамотным, безобидным (чего не скажешь о 80% нынешней "исторической прозы"), и небесполезным по части просветительства. Решпект превеликий, о, Фелица моего вертограда! В «Садах-виноградах» описано перерождение плута-канцеляриста в лирика, певчую птаху.
...Кем бы ни сделала его судьба: секретарем, придворным, ссыльным, заключенным — он останется поэтом и в ответ на любые удары рока токмо вирши сложит. Злая Фортуна ставит молодому человеку множество подножек, как и всем маленьким людям, когда «большие люди» ими, как мелкой монетой, расплачиваются.
За чтением не без удивления отмечаешь: та давняя эпоха во многом перекликается с нынешней. И в начале третьего тысячелетия маленький человек вынужден отстаивать себя в играх больших людей, избегать адовой пасти государственной политики. И тот, кто ускользнул от высочайшего гнева, от монаршего глаза, легко становятся добычей ретивых чиновников, готовых на злодейство, если брезжит надежда поймать рыбку в мутной воде. Вот из-за чиновного рвения и завертелась пыточная карусель вокруг секретаря-стихотворца Егора Столетова.
Фото с сайта |
Юлия Владимировна Старцева родилась в 1969 г. в Норильске.
Прозаик, публицист, филолог.
Окончила с отличием факультет филологии и журналистики Красноярского госуниверситета (1994), затем Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького (1997). Работала корреспондентом, литературным редактором, корректором, главным редактором в печатных и электронных СМИ и издательствах.
Участник и призер (за повесть «Убить змею») фестиваля писателей-фантастов «Белое пятно» (Новосибирск, 1994).
Участник Первого Всероссийского совещания молодых писателей (Ярославль, 1996), Международного форума писателей «Литературный экспресс Европа–2000» (Москва, 2000). Делегат III съезда СРП (Смоленск, 2004).
Стипендиат Министерства культуры РФ.
Член Союза российских писателей с 1 июля 1996 г.; член Союза писателей Санкт-Петербурга.
Лауреат двух литературных премий: Всероссийской литературной премии Фонда имени В. П. Астафьева в номинации «Молодые писатели» за 1996 год и краевой премии «Вдохновение» в номинации «Дебют» за 1997 год. Обе премии присуждены за роман «Время нереально». В 1998 г. роман выдвигался на соискание премии «Русский Букер» (вошел в лонг-лист).
Член редколлегии и постоянный автор пражского русскоязычного журнала «Процесс».
Живет в Санкт-Петербурге.
На сайте "Фонд имени В.П. Астафьева"
Комментарии
Отправить комментарий