Губайловский В. Учитель цинизма : роман // Новый мир. - 2012. - №7-8.
Читать в Журнальном зале начало романа:
окончание романа:
В анонсе номера:
Повествование, написанное с ориентацией на жанр “истории моего современника”; то есть роман классический (как бы), выстраиваемый сюжетом взаимодействий индивидуальной биографии автора-повествователя и его Времени. Времени и в традиционном понимании, то есть времени историческом – текст содержит картины из жизни молодого человека, студента МГУ на излете советской эпохи, коя предстает здесь в том облике, в коем ее знали те, кто жил в те времена, а не в нынешнем ее киноварианте. И одновременно в изображении стиля жизни и психологии позднесоветских лет, в изображении героя, сюжетов и микросюжетов его личной биографии присутствует не только попытка автора точно воспроизвести черты минувшей эпохи, но и стремление показать то, то обнажало для нас то Время в природе человека и в устройстве окружающего нас мира. Как раз вот это и делает “воспоминательную прозу” Губайловского романам.
Темы и мотивы: друзья, родители, студенческий быт; Москва и провинциальная Россия, начинавшаяся в не слишком отдаленном Подмосковье; математика как наука и как образ мышления, шизофрения как патология и как полная свобода и т. д. Роман, вошедший – на стадии рукописи - в список финалистов премии “Большая книга”.
Роман начинается с интригующего описания игры в карты. Главный герой, от имени которого ведется рассказ, не слишком большой мастер, с маститыми картежниками его не сравнить, но и он умеет сорвать свой, пусть и скромный, куш, если дело идет на лад. Видимо, автор довольно хорошо знает тонкости и терминологию азартного занятия: в фальши его заподозрить трудно, по крайней мере, не слишком просвещенному читателю.
Цитаты:
«Нестройность теории приводит к расстройству сознания».
«Ты живешь среди людей, они связывают с тобой надежды и планы, они на тебя рассчитывают. Раздели с ними их усилия, впрягись в чужую телегу, тогда тебе помогут везти свою, ведь ты ее иначе даже с места не сдвинешь. Но взаимные обязанности образуют сеть, и сеть эта связывает».
«И алкоголь и никотин. Это – попытка хотя немного сдвинуть сознание с мертвой точки. Хоть на какое-то время, пусть краткое, но человеку нужна передышка, пусть ненадолго, но нужно забыть о своем реальном страдании».
«… думаю, что человек рождается не для того, чтобы разбогатеть или прославиться, и даже не для того, чтобы доказать еще одну теорему, - а чтобы быть хотя бы чуть-чуть счастливым».
«Начинается разговор. Самый увлекательный из всех возможных – разговор ни о чем».
«… в природе существуют две базовые структуры порядка – дерево (иерархия) и сеть».
«Цинизм – это не болезнь, а горькое, как хина, лекарство, которое показано высоким культурам».
«…Относиться к действительности следует с особым цинизмом. Нет ничего стоящего в этом лучшем из миров. Под любым глянцем – только подоплека лжи и плесени. Пустота хлещет во все щели».
Нельзя во всём согласиться с автором, но стройность «теории» завораживает, хотя и сам В.Губайловский остроумно замечает: «… логически безупречная теория может оказаться бессодержательной (более того, бессодержательная теория всегда логически безупречна) и потому философию следует проверять не другой философией, а практикой».
Об авторе:
Спрашивайте в библиотеках!
Читать в Журнальном зале начало романа:
окончание романа:
В анонсе номера:
Повествование, написанное с ориентацией на жанр “истории моего современника”; то есть роман классический (как бы), выстраиваемый сюжетом взаимодействий индивидуальной биографии автора-повествователя и его Времени. Времени и в традиционном понимании, то есть времени историческом – текст содержит картины из жизни молодого человека, студента МГУ на излете советской эпохи, коя предстает здесь в том облике, в коем ее знали те, кто жил в те времена, а не в нынешнем ее киноварианте. И одновременно в изображении стиля жизни и психологии позднесоветских лет, в изображении героя, сюжетов и микросюжетов его личной биографии присутствует не только попытка автора точно воспроизвести черты минувшей эпохи, но и стремление показать то, то обнажало для нас то Время в природе человека и в устройстве окружающего нас мира. Как раз вот это и делает “воспоминательную прозу” Губайловского романам.
Темы и мотивы: друзья, родители, студенческий быт; Москва и провинциальная Россия, начинавшаяся в не слишком отдаленном Подмосковье; математика как наука и как образ мышления, шизофрения как патология и как полная свобода и т. д. Роман, вошедший – на стадии рукописи - в список финалистов премии “Большая книга”.
Роман начинается с интригующего описания игры в карты. Главный герой, от имени которого ведется рассказ, не слишком большой мастер, с маститыми картежниками его не сравнить, но и он умеет сорвать свой, пусть и скромный, куш, если дело идет на лад. Видимо, автор довольно хорошо знает тонкости и терминологию азартного занятия: в фальши его заподозрить трудно, по крайней мере, не слишком просвещенному читателю.
Цитаты:
«Нестройность теории приводит к расстройству сознания».
«Ты живешь среди людей, они связывают с тобой надежды и планы, они на тебя рассчитывают. Раздели с ними их усилия, впрягись в чужую телегу, тогда тебе помогут везти свою, ведь ты ее иначе даже с места не сдвинешь. Но взаимные обязанности образуют сеть, и сеть эта связывает».
«И алкоголь и никотин. Это – попытка хотя немного сдвинуть сознание с мертвой точки. Хоть на какое-то время, пусть краткое, но человеку нужна передышка, пусть ненадолго, но нужно забыть о своем реальном страдании».
«… думаю, что человек рождается не для того, чтобы разбогатеть или прославиться, и даже не для того, чтобы доказать еще одну теорему, - а чтобы быть хотя бы чуть-чуть счастливым».
«Начинается разговор. Самый увлекательный из всех возможных – разговор ни о чем».
«… в природе существуют две базовые структуры порядка – дерево (иерархия) и сеть».
«Цинизм – это не болезнь, а горькое, как хина, лекарство, которое показано высоким культурам».
«…Относиться к действительности следует с особым цинизмом. Нет ничего стоящего в этом лучшем из миров. Под любым глянцем – только подоплека лжи и плесени. Пустота хлещет во все щели».
Нельзя во всём согласиться с автором, но стройность «теории» завораживает, хотя и сам В.Губайловский остроумно замечает: «… логически безупречная теория может оказаться бессодержательной (более того, бессодержательная теория всегда логически безупречна) и потому философию следует проверять не другой философией, а практикой».
Об авторе:
Владимир Алексеевич Губайловский — писатель, поэт,
критик, эссеист. Родился в 1960 году. Окончил механико-математический
факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Первая публикация стихов
состоялась в 1985 году. Регулярно публиковаться как поэт
и критик начал в 90-е. С 2004 года и по настоящее
время работает заведующим отделом критики и публицистики журнала «Новый
мир». Автор многих стихотворных подборок, статей и рецензий,
опубликованных в различных интернет-изданиях, газетах и журналах,
в том числе в «Новом мире», «Дружбе народов», «Арионе» и др.
Автор двух стихотворных книг: «История болезни» (М.: «ИМА-Пресс»,1993);
«Судьба человека» (М.: «Центр современной литературы», 2008). Роман «Камень»
вышел в журнале «Новый мир» (2007, № 9).
Лауреат премии журнала
«Новый мир» (2001), лауреат премии журнала «Дружба народов» (2001). Роман
«Камень» удостоен российской национальной премии в области детской
литературы «Заветная мечта» (2008).
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий