Куницын В. Солнечные люди: рассказы // Москва. - 2021. - № 3. - с. 122 - 144.
Читать на сайте журнала
Цитата:
"Без совести любая развеселая власть обречена, плохо закончит! — продолжал размышлять мозг астрофизика, попутно реагируя и на две березки, неизвестно с какого перепуга выбежавшие в голое поле, и на темнеющие вдали облака на востоке. — Как такая махина, как Россия, может быть без предназначения, цели, без общей идейки какой? Не про "обогащайся" идейки, не про сто сортов колбаски, о чем грезили при Горбачеве будущие приватизаторы, а про какую-нибудь совместную пользу, благодать? Никак! Никак не сможет! С ума сойдет, сопьется, одичает — от тоски душевной, маеты, из-за пустоты сердца загнется!"
Валерий Михайлович остановился. Кругом был простор и перепады до горизонта таких же, как рядом с ним, перелесков и следующих просторов. И все это великолепие земли, тронутое осенним золотом, казалось таким же бесконечным, как небо. И — вечным. И его сиюминутные мысли показались ему самому ничтожными и лишними здесь, посреди русского царства красоты.
Рецензия:
...Тенденция романтизировать дореволюционный период страны в ущерб советскому периоду и его горбачёвскому финалу исподволь прослеживается и в рассказе Владимира Куницына "Кривые ноги". Один из персонажей рассказа мучительно рефлексирует на почве истории страны... Хотя герой Куницына не говорит непосредственно о монархии, родственная ему модель идеального государства всё-таки обращает нас к монархии.
Если в рассуждениях героя видны следы мыслей Достоевского и аллюзии на его роман "Бесы", то сам рассказ написан скорее в тургеневской тональности.
Герои рассказа Куницына "Кривые ноги" - почти тургеневские интеллигенты, показанные на современный лад и едва ли не одержимые неким женственным идеалом - красавицей Танькой, наделённой русской душой и непредсказуемым нравом.
В рассказе Куницына присутствует и тургеневский пруд (над которым можно помечтать), и тургеневская аура, напоминающая, например, обстановку действия тургеневских "Записок охотника".
Помимо рассказа "Кривые ноги" в "Москве" опубликованы другие рассказы Куницына ("Первый день", "Не для печати" и др.).
С рассуждением персонажа "Кривых ног" по смыслу согласуются трагические очерки раскулачивания в прозе Владимира Куницына. Так, в его рассказе "Тамбов" (из помещённого в журнале цикла "Солнечные люди") содержится повествование о так называемой антоновщине - о крестьянских бунтах против раскулачивания, возглавленных Антоновым и подавленных с неимоверной жестокостью. Куницын воспроизводит раскулачивание не только описательно. Прежде всего, указывая на неимоверный процент крестьян на Руси, который сохранялся на заре Советской власти, Куницын подводит читателя к мысли, что до коллективизации Россия была аграрной страной и разрушение крестьянства - есть разрушение России. Автор пишет о фактическом вытеснении крестьянства пролетариатом как о сомнительном реформаторстве и попутно воспроизводит раскулачивание как ожесточённую войну Советов с коренным населением страны...
Фото с сайта |
Владимир Георгиевич Куницын родился в Тамбове в 1948 году. Окончил философский факультет и аспирантуру МГУ.
Работал на "Мосфильме", во ВНИИ теории и истории кино, в журналах "Литературная учеба", "Советская литература", обозревателем "Литературной газеты". С 1993 по 1998 год вел авторские передачи в эфире радио "Маяк". С 1998 по 2014 год работал на Центральном телевидении.
Член Союза писателей России. Живет в Москве.
С сайта журнала "Москва"
Комментарии
Отправить комментарий