Катков Иван. Маньяк : повесть // Нева. - 2020. - № 1. - С. 42-73.
Читать:
на сайте журнала.
Иван Олегович Катков родился 3 июля 1986 г. в Актюбинске Казахской ССР в семье офицера. Учился в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского (филфак). Публикации в журналах: «Нева», «Урал», «Белый ворон», «Идель», «Наше поколение», «Пролог», «Слово/ Word», «Русский переплет», «Великороссъ», «Сетевая словесность», «Современная литература мира», «Ликбез», «Гостиная», «Петровский мост», «День литературы», «Нижний Новгород», «Земляки» и др. В настоящее время живет в городе Дзержинске Нижегородской области.
На сайте Журнальный мир
На сайте Проза.ру
На портале Мегалит
На сайте журнала Клаузура
Катков И. Маньяк : повесть / Иван Катков. - [Б. м.] : Издательские решения, 2019. - 108 с.
Издательская аннотация:
Читать:
на сайте журнала.
Цитата:
У Максима было странное хобби. По форме переднего бампера, фар и радиаторной решетки он определял выражение «лица» машины. У шестых «Жигулей» «лицо» было грустное и задумчивое. У «семерки» — с лукавым прищуром. У двадцать четвертой «Волги» — насмешливое, а у нерасторопного ЛиАЗа — одновременно виноватое и удивленное. Половинки дверей автобуса с шипением разъехались, и школьники поднялись на просторную заднюю площадку салона. Ехать сзади было особым кайфом. Держась за поручни, школьники подпрыгивали, как на батуте, в такт раскачивающейся корме автобуса. Сквозь булькающий шум мотора Максим расслышал разговор двух женщин в одинаковых ондатровых шапках и с объемистыми клетчатыми сумками челночниц. Они расположились на заднем сиденье, лицом к Максиму и Саньке.
— Маньяк, слыхала, в городе? — говорила сидящая с краю.
— Да ну, — качала головой соседка.
Отзывы:У Максима было странное хобби. По форме переднего бампера, фар и радиаторной решетки он определял выражение «лица» машины. У шестых «Жигулей» «лицо» было грустное и задумчивое. У «семерки» — с лукавым прищуром. У двадцать четвертой «Волги» — насмешливое, а у нерасторопного ЛиАЗа — одновременно виноватое и удивленное. Половинки дверей автобуса с шипением разъехались, и школьники поднялись на просторную заднюю площадку салона. Ехать сзади было особым кайфом. Держась за поручни, школьники подпрыгивали, как на батуте, в такт раскачивающейся корме автобуса. Сквозь булькающий шум мотора Максим расслышал разговор двух женщин в одинаковых ондатровых шапках и с объемистыми клетчатыми сумками челночниц. Они расположились на заднем сиденье, лицом к Максиму и Саньке.
— Маньяк, слыхала, в городе? — говорила сидящая с краю.
— Да ну, — качала головой соседка.
Талантливые люди живут рядом с нами. С Иваном Катковым мы вместе учились на филологическом факультете. На разных курсах, правда, но это не помешало нам подружиться: мы оба принадлежали к неформальной рокерской тусовке, а неформал неформала видит издалека. Даже иногда вместе выбирались на концерты андерграундных рок-групп. Недавно я узнал, что Иван не только пишет рассказы, но и активно публикуется в журналах разной степени увесистости.
Иван не боится экспериментировать с жанрами. Это и социально-бытовая проза, сатира, лирико-исповедальные записки, гиперреализм, трэш.
Его рассказы дают понять: бывших неформалов не бывает. Рок-музыканты поют о том, как неправильно устроен мир, Иван об этом пишет, при этом ему удаётся избежать привязки к своей субкультуре, перерасти её. Среди его героев – не только творческие люди (рассказ «Демиург»), но и «простые смертные» («Донор», «Записки из психушки»), столкнувшиеся с несправедливостью, грязью, жестокостью.
Лаконичность и ёмкость языка, здоровый цинизм в равных пропорциях смешанный с добрым юмором и грустью, позволяют сделать вывод, что свой стиль у писателя уже сформировался, а стилистические огрехи настолько мелки, что можно не сомневаться: со временем они отсеются, как шелуха. Каткова, несомненно, ждёт большое литературное будущее.
Если говорить об этой книге одним словом, то это слово «ностальгия»... Автор книги «Маньяк» занят литературным реставраторством провинциального городка девяностых. Заметно явное мастерство в описании внешности персонажей и деталей быта. Создается полная иллюзия, будто Каткову удалось тайно пронести мобильный в кипящую гущу девяностых, и теперь он транслирует, словно засланный казачок, всё, что видит там. Но нет, это не «мобила времени», а лебедка цепкой памяти Ивана выхватывает из колодца прошлого нюансы и реалии, которые, казалось бы, навсегда сгинули в водах Леты... Кропотливо, по крупицам восстанавливается подлинная картина детства людей моего поколения. Трудно навскидку определить, что тут основано на вымысле, а что на непосредственном опыте автора — скорее всего, хватает и того, и другого. Несмотря на наличие и любовной линии, и детективной, сам сюжет не слишком увлекателен, но в процессе чтения об этом думаешь менее всего. Завораживают язык, описания, персонажи — их быт, их проблемы, их жизнь. А сам маньяк... лишь штрих пера для полноты картины.
Мир, созданный автором, гораздо шире описания просто страха. Это своего рода энциклопедия российской действительности конца 90-х. Российской ли? Какое имя дать стране, где происходили жуткие и великие перемены, описать и осмыслить которые еще предстоит. Несмотря на временную близость, всего-то четверть века, последнее десятилетие 20 века - это терра инкогнита для литераторов...
Формат повести не подразумевает сильных перемен в характере героя. Тем не менее, «Маньяк» - это о взрослении, о ломке детских представлений. Главному герою – подростку Максимке предстоит нелегкая задача адаптироваться в новом городе, найти верных друзей, испытать первую любовь и пережить настоящий страх. Ведь в городе орудует самое настоящее зло – таинственный Маньяк.
Об авторе:Фото с сайта |
На сайте Журнальный мир
На сайте Проза.ру
На портале Мегалит
На сайте журнала Клаузура
Катков И. Маньяк : повесть / Иван Катков. - [Б. м.] : Издательские решения, 2019. - 108 с.
Издательская аннотация:
События новой повести Ивана Каткова «Маньяк» разворачиваются в середине 90-х. В небольшом провинциальном городке на севере Урала. «…Школьник мчался по хрусткому снегу, сокращая путь дворами. И вдруг, обегая хоккейную „коробку“, он увидел Его. Мужчина в черной вязаной шапке и камуфлированном бушлате угрюмо сидел на корточках посреди заснеженной детской площадки и стряхивал пепел сигареты. Вокруг, как назло, не было ни души. Страх парализовал Максима. Он встал как вкопанный метрах в тридцати…»
Книга публикуется в авторской орфографии и пунктуации.
Комментарии
Отправить комментарий