Куприянов К. Желание исчезнуть : роман // Октябрь. - 2018. - № 8.
Читать в «Журнальном зале».
Все события и персонажи вымышлены, любые совпадения с реальностью случайны.
Читать в «Журнальном зале».
Все события и персонажи вымышлены, любые совпадения с реальностью случайны.
В анонсе номера:
Роман Константина Куприянова «Желание исчезнуть» – о том, что начать войну легко, а вот окончить ее почти невозможно: и к тебе она прилипнет намертво – не отдерешь, и другие о ней забыть не дадут. И какие бы патриотичные аргументы ты ни пытался найти в пользу войны, как бы ни убеждал себя, что хочешь защитить своих близких, она для тебя все равно быстро становится самоцелью… Доброволец, комиссованный после ранения в одном локальном конфликте, связанном с Украиной, возвращается домой, пытается начать мирную жизнь, но в итоге лишь корежит жизни родным и начинает новую войну – уже у себя дома.
Роман Константина Куприянова «Желание исчезнуть» – о том, что начать войну легко, а вот окончить ее почти невозможно: и к тебе она прилипнет намертво – не отдерешь, и другие о ней забыть не дадут. И какие бы патриотичные аргументы ты ни пытался найти в пользу войны, как бы ни убеждал себя, что хочешь защитить своих близких, она для тебя все равно быстро становится самоцелью… Доброволец, комиссованный после ранения в одном локальном конфликте, связанном с Украиной, возвращается домой, пытается начать мирную жизнь, но в итоге лишь корежит жизни родным и начинает новую войну – уже у себя дома.
Автор:
«Желание исчезнуть» – это роман о вымышленном месте и вымышленных событиях. Наверное, отчасти это такой глобальный постмодернистский приём – сам факт написания текста о том, «чего нет». Ведь реальность такова, что определённые события высвечиваются ярче, другие остаются в тени, а третьи стираются в порошок, и о них, согласно, например, позиции официальных лиц, допускается говорить: «Там нет ничего, принадлежащего нам, и там ничего не происходит».
«Желание исчезнуть» – это роман о вымышленном месте и вымышленных событиях. Наверное, отчасти это такой глобальный постмодернистский приём – сам факт написания текста о том, «чего нет». Ведь реальность такова, что определённые события высвечиваются ярче, другие остаются в тени, а третьи стираются в порошок, и о них, согласно, например, позиции официальных лиц, допускается говорить: «Там нет ничего, принадлежащего нам, и там ничего не происходит».
Поскольку чудес не бывает, текст, естественно, содержит отсылки к реальности и опирается в смысле художественного инструмента на подчёркнутый реализм. Это образует перекличку с имеющимися у читателя представлениями о смежных, существующих в его реальности явлениях. Но я не пытаюсь копошиться в его восприятии. Никакого лукавства – я рассказываю историю.
Есть и такое соображение. Мне всё-таки нравится думать, что срок жизни этой книги будет немного дольше одного-двух премиальных сезонов и что, скажем, через двадцать лет на неё тоже найдётся читатель. Надеюсь, война в Донбассе на тот момент давно закончится и будет забываться, и в этом случае мне бы не хотелось вводить читателя будущего в заблуждение, будто перед ним документальный текст о минувших событиях.
// Литературная газета. - 2018 - № 30-31
Интервью:Корреспондент «Года Литературы» поговорила с Константином о романе, писательской кухне и премии.
- Из чего выросло «Желание исчезнуть»? Что было вначале: мысль, название, образ?
Константин Куприянов: Я бы назвал три составляющие. Вначале было, как ни странно, имя — Кузьма. Оно засело в голове, и я почувствовал этого персонажа. Хотя Стрельцов тоже существовал в черновиках других произведений, но я не мог его правильно расписать, и нужен был второй герой, чтобы он появился. Второе — это сама мысль. В 2016 году, когда я начал писать, российско-украинский конфликт был в самой острой фазе. К этому времени уровень безумия, как лично мне показалось, достиг своего апогея, и меня поражало то, насколько индифферентно к этому относится общество с обеих сторон. Проблема, о которой должен был вопить каждый мирный человек и требовать привлечения к ней внимания, не освещалась вообще никак. Не в том плане, что про нее говорилось мало или не то, а в том, что все знали о ее существовании, но всем было всё равно. То есть это было настолько легко принято всеми, что я не мог спокойно на это смотреть. Третьим фактором, уже субъективным, было то, что в 2016 году я познакомился с некоторыми людьми из Украины, которым пришлось переехать из своей страны из-за этих событий. Я увидел их вживую, мы много общались. Это были близкие, неблизкие мне люди, но, тем не менее, я их непосредственно увидел и в очередной раз убедился, что всего этого не должно быть.
- Название «Желание исчезнуть» ты придумал сразу или потом, когда текст уже был почти готов?
Константин Куприянов: Так же, как и Кузьма, это было нечто, что появилось само собой, просто вначале было непонятно, для чего оно. Мне казалось, что это то ли название группы, то ли название песни, и действительно, у Мэрилина Мэнсона есть какая-то похожая текстовка в песне, но это точно не он… В результате, возможно, это мое авторское ноу-хау, но вполне допускаю, что это название где-то уже существует. По запросу в «Гугле», например, это довольно частая тема форумов психологической поддержки. Но, конечно, у названия есть, опять-таки, и строго техническая функция. Если в двух словах, то «желание исчезнуть» — это то, как я понимаю войну. Она — форма выразить желание человека самоуничтожиться. Как вид мы не можем отрегулировать сейчас свою популяцию, сбрасывая слабых младенцев со скалы или ограничив фертильность… но зато мы можем разжечь войну. И вот наше желание самих себя уничтожить — это и есть война.
интервью с лауреатом второго сезона премии для молодых писателей и поэтов «Лицей» Константином Куприяновым
/ беседовала Людмила Прохорова
// Год литературы. - 2018. - 15 июня
Рецензия:
Первая часть романа построена исключительно на диалогах: кажется, что именно для удобства повествователя в роман введена журналистка, которая берёт у солдат интервью. Объяснив таким образом форму, можно не обращать особенного внимания на ход сюжета, а «хитро» встроенные в интервью прямые трансляции позиций не требуют событийного обоснования. Из-за большого количества диалогов в первой части редко удаётся оценить стилистические навыки автора, но всё же иногда Куприянов вступает в роль рассказчика, и тогда голос его звучит особенно нарочито, с театральными акцентами: «Укры мучительно убивают её, но он не ускоряет её конец, просто смотрит на будущие страдания женщины, которой признавался в любви. Марина стонет, жизнь медленно утекает из неё, но человеческое тело сильно, оно выносит новую и новую секунду пытки, и смерть растягивается, поглощая город, на который падает град из пламени, пока никому нет дела». Впрочем, во второй части события вдруг начинают развиваться стремительно, словно автор пытается уравновесить изначальное обилие диалогов при полной пробуксовке сюжета.
// Наш современник. - 2018. - № 8. - С. 145-160
Об авторе: Вручение премии "Лицей". Фото с сайта РГ |
Куприянов Константин Александрович (Москва – Сан-Диего), автор романа «Желание исчезнуть», стал первым лауреатом премии «Лицей» (2018) в номинации «Проза». Константин начал писать в 4 года, в 27 лет переехал в Южную Калифорнию. Сменились привычки, работа и круг общения, но страсть к литературе осталась неизменной. Константин Куприянов окончил ВЛК при Литературном институте и посвятил свою награду за роман «Желание исчезнуть» памяти преподавателя Алексея Антонова. В своём романе Константин поднимает почти пушкинскую тему — совместимы ли любовь и зло?
Публиковался в журналах «Знамя», «Нева», «Москва», «День и ночь» и других. Лауреат премии журнала «Знамя» (2017).
Список публикаций автора в литературно-художественных журналах.
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий