Цитата:
Но она, больше чем кто либо в этом белоколонном старом доме, и больше и яснее и непреложнее, чем кто-либо на земле, знала: им придется убежать, потому что такова была его воля, последняя воля вождя, и это было не только желание – это была настоящая вольная воля, и она вдруг поняла: ведь она тоже ее хотела, ей она, воля, тоже была нужна, как воздух и ветер – ее воздух, ее ветер. Ее осеннее поле. И пусть они замерзнут под дождем, под близким снегом, он пойдет завтра и засыплет дороги и скаты крыш. Пусть ноги их утонут в грязи. А может, им помогут, и они уйдут далеко. Уйдут навсегда. Кто поможет? Господь? Но Его нет. Ленин сам смеется над бородатым боженькой. Он его ненавидит, как ненавидят врага, что раньше был закадычным другом. Люди? А разе люди могут помочь? Они могут только навредить. Люди лишь притворяются, что они любят; на самом деле они ненавидят, и только.
Но она, больше чем кто либо в этом белоколонном старом доме, и больше и яснее и непреложнее, чем кто-либо на земле, знала: им придется убежать, потому что такова была его воля, последняя воля вождя, и это было не только желание – это была настоящая вольная воля, и она вдруг поняла: ведь она тоже ее хотела, ей она, воля, тоже была нужна, как воздух и ветер – ее воздух, ее ветер. Ее осеннее поле. И пусть они замерзнут под дождем, под близким снегом, он пойдет завтра и засыплет дороги и скаты крыш. Пусть ноги их утонут в грязи. А может, им помогут, и они уйдут далеко. Уйдут навсегда. Кто поможет? Господь? Но Его нет. Ленин сам смеется над бородатым боженькой. Он его ненавидит, как ненавидят врага, что раньше был закадычным другом. Люди? А разе люди могут помочь? Они могут только навредить. Люди лишь притворяются, что они любят; на самом деле они ненавидят, и только.
Она вдруг с болезненной, страшной ясностью поняла: Иосиф тоже ее
ненавидит, и он женился на ней не потому, что ее любил и любит,
а потому, что ему надо было ее присвоить – то, что ненавидишь, если это
присвоишь, становится безопасным, не так сильно мучит тебя. Иосиф
ненавидит Ленина – он бы с радостью выстрелил в него на охоте или
отравил его, прямо здесь, в его спальне, а может, на митинге, где
выступал бы обретший дар речи Ленин, из толпы, переодетый простым
рабочим, бросил в него камень и попал ему в висок, и убил бы наповал...
– Убежать, – сказала Надя сухими губами, и их омочили, ожгли капли слез,
у нее было чувство, что ее глаза – две горящих свечи, и горячий воск
стекает ей по щекам и губам, застывая, – убежать, да. Мы убежим.
Рецензии:
Тысячи книг написаны о Владимире Ленине, и с тысяч разных ракурсов рассмотрена его личность. Герой, злодей, гений всех времен и народов, исчадие ада; провозвестник нового мира и первый фашист, «призрак коммунизма» и жестокая реальность ХХ века, безумец, прикинувшийся мудрецом, и мудрец, которого боялись, как безумца; обещание светлого будущего и родитель концлагерей.
Елена Крюкова отважилась заглянуть в жизнь Ленина с иной стороны — и даже не с одной — она увидела его многослойно: и как несчастного больного (человеческая ипостась), и как личность, не принадлежащую самой себе (ипостась почти античного Рока), и как символ - знак времени (ипостась мистическая). Архетип романа — в его названии. Побег вождя из уютной усадьбы (вспоминается побег Льва Толстого из Ясной Поляны); побег-росток, что проклюнулся из царского прошлого в неведомое кровавое будущее страны; бежит из Горок Ленин вместе с машинисткой Надей Аллилуевой; бежит юноша Иван из советского лагеря — тот самый Иван, что веселился крестьянским мальчонкой на елке в усадьбе в Горках; бежит Надя Аллилуева в смерть — от той жизни, что оказалась ей не по зубам: не по нутру. Побег России из старины в новизну оказался не по зубам ее народу. «Миллионы, миллионы — за убитого Царя...» — написал поэт-лагерник Александр Тришатов. Елена Крюкова заглядывает не только в жизнь, но и в смерть Ленина, и это изображение самого главного побега любого человека — из бытия в небытие — попытка художника увидеть невидимое раньше.
«Побег» формально укладывается в жанровые рамки исторического романа: в
нём речь идёт о последних месяцах жизни Владимира Ленина в Горках. Это
не первый опыт реконструкции минувшего для писателя Крюковой – в её
библиографии есть роман «Солдат и Царь» о красноармейцах, стороживших
царскую семью в Тобольске. Роман об окончании жизни вождя революции
логически продолжает линию исторической прозы Крюковой, повествующую о
переломном этапе развития нашей страны, – этапе, который до сих пор не
завершен, ибо из него «растут ноги» у современных проблем...
В романе «Побег» выбор совершают все действующие лица. Самый
экстравагантный, не побоимся этого слова, выбор делает молодая
революционерка Надежда Аллилуева, вторая жена Сталина и секретарша
Ленина, живущая в Горках и обязанная по долгу службы записывать все его
распоряжения и мысли. Надежда уверена: Ленину в Горках плохо, а
находиться здесь опасно. Она устраивает ему побег из усадьбы, который
длится целые сутки – потом беглецов ловят.
Сюжет выглядит ненаучной фантастикой. Исторических сведений о
попытках побега Ленина из Горок не существует. Понятно, что, если и было
нечто подобное, архивные свидетельства строго засекречены, и написать
«документально» на такую щекотливую тему не удастся. Но у Елены
Крюковой, как у всякого достойного писателя, своя правда, о которой
гласит латинская пословица: «Если это и неправда, то хорошо придумано».
Фраза встречается даже в трактате Джордано Бруно «Геройский дух». Истина
для писателя отличается от фактографии: это правда характеров, правда
психологии, правда ситуации, из которой видится только один выход.
Интервью: Елена Крюкова: «Художник живёт в миру и на ветру»
Фото с сайта |
Елена Крюкова родилась в Самаре. Прозаик, поэт. Член Союза писателей России с 1991 г.
Профессиональный музыкант (фортепиано, орган, Московская консерватория, 1980).
Окончила Литературный институт им. Горького (1989), семинар А. В. Жигулина (поэзия). Публикации: "Новый мир", "Знамя", "Дружба народов", "Нева", "Бельские просторы", "День и Ночь", "Сибирские огни" и др. Автор книг стихов и прозы (романы "Юродивая", "Царские врата", "Пистолет", "Врата смерти", "Dia de los muertos", "Тибетское Евангелие", "Русский Париж", "Старые фотографии", "Беллона", "Рай", "Безумие"). Работает с издательствами "ЭКСМО", "Время", "Нобель-пресс", "ЛИТЕО" (Москва). Лауреат премии им. Цветаевой ("Зимний собор", 2010), Кубка мира по русской поэзии (Рига, Латвия, 2012), премии журнала "Нева" за лучший роман 2012 года ("Врата смерти", № 9 2012), премии Za-Za Verlag (Дюссельдорф, Германия, 2012). Лауреат премии им. А. М. Горького ("Серафим", 2014), Пятого Международного славянского форума "Золотой витязь" ("Старые фотографии", 2014), Международной литературной премии им. И. Гончарова ("Беллона", 2015). Живет в Нижнем Новгороде.
На сайте Lib.ru: Современная литература
Крюкова Е. Побег : роман / Елена Крюкова [Электронный ресурс]. - [Б. м.], 2018. - URL: https://ridero.ru/books/pobeg/
Аннотация: Подмосковная усадьба Горки. Ленин пытается побороть болезнь. Крупская неусыпно у его изголовья. Сталин наезжает в усадьбу: он наблюдает за вождем. Одна из секретарш Ленина — жена Сталина Надежда Аллилуева. Она предлагает Ильичу бежать из Горок. Сумасшествие? Или единственный выход? В необычной книге Елены Крюковой — традиции русской психологической прозы и авангардные страницы, наследующие монументальному искусству первых лет революции; любовь и ненависть; спорные гипотезы и беспощадная правда.
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий