В анонсе номера:
Наивен молодой человек или практичен, умен или глуповат, но
рано или поздно ему придется окончательно повзрослеть и столкнуться со всеми
неприглядными сторонами этой взрослой жизни, в частности, с государственной
машиной, которая едет себе вперед, не меняя курса, и уворачиваться от нее еще
нужно научиться.
Главный герой, ступивший в своих духовных поисках на запрещенную советской идеологией территорию, пытается скрыться от все же настигшего его «чудища обло», но вот удастся ли ему это и если удастся, то какой ценой?
Анонсы номеров журнала «Октябрь».
Рецензии:
Отругать этот роман было бы проще всего. Для начала за назидательность. Бойцы вспоминают минувшие дни, мороженое по 19 копеек, питающийся двушками телефон-автомат, полукатакомбную церковь, дефицит и внезапное изобилие в дни Олимпиады. Как «зудели Окуджаву», «рычали гордого Высоцкого, речитативом повторяли затяжного Галича». Вот как мы жили в советское время. По-разному жили. Чаще всего не очень, но ведь жили же. Учитесь, ребятня. Сюжет тут настолько подчинен желанию автора рассказать молодежи об СССР, что иногда он просто незаметен. Герой, в принципе симпатичный малый, получился удивительно невыразительным. Все его ярче, даже персонажи третьего ряда. Наконец, роман вроде бы посвящен тому, как в советское время, в официально атеистическом государстве люди приходили к вере. Знали, что нельзя, но верили сильно и искренне. Так вот, не понятно, как приходили. Просто так приходили. Наконец, напрямую не проговоренные, но настойчивые намеки на схожесть олимпийской Москвы-1980 и сегодняшней «чемпионатомирской» Москвы-2018 вызывают усмешку. <...> Так что же? Назидательность повествования, и невыразительность главного героя, и необъяснимость вроде бы важных сюжетных поворотов — всё это часть коварного авторского замысла? Пусть современный читатель, замученный или, наоборот, очарованный деталями и параллелями, сам составит свое впечатление о том, как тогда верили. Вот тебе кусочки пазла — собирай. Более яркий и убедительный герой оказывал бы на читателя давление. А тут всё нужно сделать самому, почти без подсказок. Соберет ли пазл читатель? У меня не очень получилось.
Отругать этот роман было бы проще всего. Для начала за назидательность. Бойцы вспоминают минувшие дни, мороженое по 19 копеек, питающийся двушками телефон-автомат, полукатакомбную церковь, дефицит и внезапное изобилие в дни Олимпиады. Как «зудели Окуджаву», «рычали гордого Высоцкого, речитативом повторяли затяжного Галича». Вот как мы жили в советское время. По-разному жили. Чаще всего не очень, но ведь жили же. Учитесь, ребятня. Сюжет тут настолько подчинен желанию автора рассказать молодежи об СССР, что иногда он просто незаметен. Герой, в принципе симпатичный малый, получился удивительно невыразительным. Все его ярче, даже персонажи третьего ряда. Наконец, роман вроде бы посвящен тому, как в советское время, в официально атеистическом государстве люди приходили к вере. Знали, что нельзя, но верили сильно и искренне. Так вот, не понятно, как приходили. Просто так приходили. Наконец, напрямую не проговоренные, но настойчивые намеки на схожесть олимпийской Москвы-1980 и сегодняшней «чемпионатомирской» Москвы-2018 вызывают усмешку. <...> Так что же? Назидательность повествования, и невыразительность главного героя, и необъяснимость вроде бы важных сюжетных поворотов — всё это часть коварного авторского замысла? Пусть современный читатель, замученный или, наоборот, очарованный деталями и параллелями, сам составит свое впечатление о том, как тогда верили. Вот тебе кусочки пазла — собирай. Более яркий и убедительный герой оказывал бы на читателя давление. А тут всё нужно сделать самому, почти без подсказок. Соберет ли пазл читатель? У меня не очень получилось.
Константин Мильчин. Школота поймет // Портал iz.ru. - 2018. - 17 июня.
Точное понимание и вынутые из памяти детали наполняют книгу чувством большой истории, хотя действие укладывается всего в девять дней. Но в них уместилось и прошлое героев, и их надежды на будущее, и разочарование в нем. Ложь, доносы, соглашательство, страх, глубоко укорененные даже в религиозной и научной среде, поломают судьбу героев. Разумеется, книга, как и жизнь, вмещает не только печаль и разочарование. Она проникнута любовью, выдержавшей испытание, верой, не убитой обманом. Есть в ней и свой луч надежды, достигающий и наших дней. Картина похорон Высоцкого, в безвременье 80-го собравших тысячи людей, казалось бы, забитых безнадегой, сломленных равнодушием, искореженных страхом, — ободряет и нас в нашем унынии.
Ольга Тимофеева. Что значит — быть? // Новая газета.- 2018. -15 июня. - № 62.
В принципе, роман Александра Архангельского можно с некоторой натяжкой назвать детективом: в нем есть стартовая загадка (собственно телеграмма) и последовательность событий, приводящих в конце концов к разгадке. Однако эта формальная сюжетная канва производит впечатление искусственного костыля, призванного механическим образом скрепить пространные, любовные зарисовки советского быта и нравов. Архангельский знает: чтобы быть прочитанным широкой аудиторией, роман должен содержать в себе некоторую, по возможности захватывающую историю, и неплохо (хотя и небезупречно — при детальном рассмотрении в «Бюро проверки» обнаруживаются нестыковки как структурные, так и психологические) отрабатывает этот пункт программы.
Галина Юзефович. Олимпиада, хип-хоп и кочегарка: три России в трех русских романах — Сальникова, Архангельского и Немзер // Медуза. - 2018. - 20 мая.
Произведение по-своему замечательное, хотя главный интерес совсем не в интриге (которая заявлена, но самого автора, видимо, интересует в последнюю очередь). <...> Одна у меня претензия к этой книге – я не понимаю, с чего герой, собственно, ищет Бога. В те времена уверовать было легче, нежели теперь: нынешнее время плоско, как асфальт, и возможность чуда не просматривается – разве что Бабченко воскреснет; тогда же возможностью чуда веяло отовсюду, метафизический сквозняк подувал во все щели все более дырявой советской реальности, видна была волшебная изнанка бытия – может быть, потому, что ткань его истончилась.
Дмитрий Быков. Книга, автор и герой июня // Собеседник. - 2018. - № 22.
Мы очень долго говорили о «духовности» или «православии», называя этими словами, по сути, разные, порой почти не связанные друг с другом вещи.
Как показывает книга Архангельского, мы все-таки начали с этим разбираться: а что мы, собственно, хотели тогда сказать, чего искали? И это прекрасно, что такой разговор начался — разговор о том, зачем нам нужна церковь и что такое православие не в мистическом, а в земном своем измерении.
Мы много спрашивали друг друга в последнее время: какой должна быть роль мирян в церкви? Вот и один из возможных ответов: вести такой разговор. Вести его под барабанный бой политических новостей, под сводящий скулы протокольный официоз, под повторение банальностей из богословских учебников позапрошлого столетия. Этот разговор необходим, и вести его сегодня смогут только миряне. Надо ли объяснять, почему?
Как показывает книга Архангельского, мы все-таки начали с этим разбираться: а что мы, собственно, хотели тогда сказать, чего искали? И это прекрасно, что такой разговор начался — разговор о том, зачем нам нужна церковь и что такое православие не в мистическом, а в земном своем измерении.
Мы много спрашивали друг друга в последнее время: какой должна быть роль мирян в церкви? Вот и один из возможных ответов: вести такой разговор. Вести его под барабанный бой политических новостей, под сводящий скулы протокольный официоз, под повторение банальностей из богословских учебников позапрошлого столетия. Этот разговор необходим, и вести его сегодня смогут только миряне. Надо ли объяснять, почему?
Андрей Десницкий. Церковная безотцовщина // Газета. ru. - 2018. - 13 июня.
Необыкновенная история молодого советского диссидента, тайного христианина, аспиранта философского факультета МГУ Алексея Ноговицина (конец 70-х годов прошлого века) рассказана как детектив, можно сказать, даже как нуар. <...> Ключ к его судьбе, на наш взгляд, – страстное юношеское желание оказаться «со избранными», не разобравшись толком, как устроена жизнь вокруг и откуда этим избранным тут взяться. У этого желания есть изнанка, оборотная сторона, выражаясь вульгарно, цена, о которой Александр Архангельский рассказывает убедительно и, похоже, с большим знанием дела.
// Рейтинги ЖЗ. - 2018. - № 5.
Об авторе:
фото с сайта |
Архангельский Александр Николаевич – литератор. Родился и живет в Москве. Кандидат филологических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики, ведущий программы «Тем временем» на канале «Культура». Автор нескольких десятков книг и учебников, а также циклов документальных фильмов «Фабрики памяти. Библиотеки мира», «Отдел», «Жара». В журнале «Октябрь» вышел роман «Герой второго уровня» (2012), в книжном издании названный «Музей революции».
Список публикаций автора в литературно-художественных журналах.
Полностью книга опубликована в «Редакции Елены Шубиной»:
Роман Александра Архангельского «Бюро проверки» интригует и затягивает в
свои сети. Короткий временной промежуток, в который укладывается все
действие книги, держит читателя в постоянном тонусе, не давая ему ни на
минуту расслабиться. Сюжет несется вперед с бешеной скоростью, вмещая в
себя очень многое и это создает свою уникальную и ни на что не похожую
атмосферу. Произведение очень понравится всем любителям жанра.
Александр Архангельский. Бюро проверки. Москва: АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2018
Аннотация:
Главный герой романа «Бюро проверки», аспирант Алексей Ноговицын. На
дворе 1980 год. Жизнь Алексея мало чем отличается от жизни его
сверстников. У него есть свои идеалы и стремления, а так же
непреодолимое упорство, которое он унаследовал от матери. Отправившись
однажды в стройотряд из-за того, что не сумел добиться нужной ему
рекомендации, Алексей и не подозревал, что совсем скоро его жизнь
потечет по новому руслу. Вернувшись неожиданно в Москву из-за полученной
телеграммы, герою за девять дней предстоит пережить целую жизнь, куда
уместится все от любви до КГБ. Только вот чем на самом деле обусловлен
столь ранний приезд Алексея? Что ему предстоит познать за эти 9 дней?
Кто испытывает юношу на прочность?
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий