К основному контенту

Александр Архангельский. Герой второго уровня

Архангельский А. Герой второго уровня : роман // Октябрь. - 2012. - № 10, 11.
Читать в "Журнальном зале": начало, окончание.
В анонсе номера:
По роману телеведущего, публициста, профессора Высшей школы экономики Александра Архангельского можно сделать социальную сеть, кукольный дом, открыть прибыльный музей-усадьбу, завязать телефонный адюльтер. А также – запустить сетевое голосование, чтобы выяснить наконец, какое же название лучше: “предки.ру” или “флешбэк”, “Герой Второго Уровня” или “Музей революции”?
Архангельский свой выбор сделал: именно под названием “Музей революции” выходит книжная версия романа. Причем сначала в электронном, а потом в печатном виде...
Как на удачном сайте, в романе многое считывается легко. И идея виртуальной исторической реконструкции, подменяющей сегодня коллективную и личную память. И актуальные персонажи – своего рода “теги”, достоинство которых меряется их опознаваемостью: интеллектуальный лидер из сырьевой элиты, хваткий священнослужитель, девки, протестующие неглиже. “Музей революции” – если выбирать это название для романа – собрал виртуальную коллекцию артефактов, зафиксировал “клики”, причмоки и прочий шум, которым запомнится сегодняшний день, так что когда теперешние дети возьмутся наконец за создание своей сети “предки.ру”, объединять их будут только эти ключевые, по частоте нажатий, но на деле очень далекие от существа истории словечки времени.
Времени “нулевых”, как ни крути, как ни предлагай нам автор считать, что действие романа происходит в несколько отстраненном от нас будущем. Все, что в романе случается, – уже было, а то, что будет, не могут предсказать ни автор, ни его главные герои: цифровой креативщик Саларьев, мечущийся между долгом и страстью, нефтяной олигарх Ройтман, надеющийся переиграть наперед известную судьбу, директор новационного музея-усадьбы Шомер, думавший, что нащупал место силы нового времени, но вдруг столкнувшийся с силой, не принятой им в расчет. Об этом дрейфовании места силы – в бизнесе, культуре, политике и любви, – собственно, и рассказывает роман. И тут – его совсем не игровая честность. Придумав свой “музей революции”, Архангельский пишет не о подсмотренных экспонатах, а о себе, своем поколении “героев второго уровня”. Людей, втянутых в игру с подскочившими ставками, с одномоментно измененными, усложненными правилами. В самом ли деле герои этого поколения перешли на новый уровень игры и не виртуальны ли их навороченные характеристики? Вслед за своим героем, под влиянием случайного телефонного разговора решившим переменить жизнь, автор испытывает на прочность, мощность и скорость исторический процессор нашего времени. 
Валерия Пустовая
 Анонсы журнала "Октябрь".  Месяц в "Октябре".
Рецензии:
Евгений Белжеларский. И ЗАО, и ЦК // Итоги. - 2012. - № 51. - С. 73-74.
Константин Мильчин. Архангельский музей // Русский репортер. - 2012. - 24 сентября.
Интервью:
«Русские государи не стали главными в Европе. Это сделали русские писатели» // Известия. - 2012. - 15 мая.
Александр Архангельский: Даже если все рухнет, то все равно опять начнется // Православие и мир. - 2012. - 3 декабря.
Александр Архангельский: о писательском труде, о «Музее революции», о литературном процессе, о современных писателях и литературе, о чтении и о нём самом // Новости литературы. - 11 января. - 2013.
Об авторе:  
фото с сайта
Александр Николаевич Архангельский - литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель. Родился в 1962 году в Москве, окончил факультет русского языка и литературы МГПИ. Кандидат филологических наук. С 2002 года – автор, ведущий и руководитель информационно-аналитической программы «Тем временем» телеканала «Культура». Автор и ведущий цикла документальных фильмов «Фабрики памяти: Библиотеки мира». Финалист телевизионной премии ТЭФИ (2005, 2006, 2009), лауреат премии Московского союза журналистов (2006). Самые известные его книги — биографический роман «Александр I», документальная проза «1962»,  авантюрный роман «Цена отсечения». Печатается также под псевдонимами Архип Ангелевич, Ангелина Архипова. 
Осязание и обоняние протестуют — на презентации и не пошуршать новенькой книгой — вроде и не презентация… Но Архангельский не согласен — даже дарственную компенсировал — во всех электронных копиях первая страница — с уже готовым автографом: «Компьютерный экран устроен принципиально иным образом, нежели лист бумаги. Свет из экрана идет на вас, он на вас давит, выталкивает на вас буквы, способ контакта агрессивен. А книжка не только метафорически, но и физически ведет нас вглубь – за светом, который падает на страницу".


 Спрашивайте в библиотеках!

Популярные сообщения из этого блога

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8.
Читатьна сайте журнала "Новый мир". Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года. В анонсе номера:
Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории. 
Анонс 8-го номера журнала «Новый мир» Автор:
Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине.
Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мира, в том числе Индии и К…

Сергей Шаргунов. Валентин Катаев

Шаргунов С. Валентин Катаев : главы из книги // Новый мир. - 2016. - № 1.
Читать: на сайте журнала "Новый мир".
Полностью биография В.П. Катаева выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в начале 2016 года.
Читать в журнале "Наш современник": начало, продолжение, окончание.
В анонсе номера:
Главы из будущей книги, написанной для серии ЖЗЛ, – в главах этих Шаргунов ставил задачу разобраться в самом закрытом (самим Катаевым закрытом) периоде жизни писателя: конец 10-х – начало 20-х годов, гражданская война, Одесса, метания между белыми и красными, а в литературе – между ученичеством (не только литературном) у Бунина или у Маяковского; полугодовое пребывание в камерах ВЧК с перспективой почти неизбежного расстрела, чудесное избавление и т.д. – и все это для того, чтобы понять «кто такой Катаев».
Анонс журнала "Новый мир" Автор: «Новый мир» публикует главы из книги о Валентине Катаеве периода гражданской войны…

Горан Петрович. Снег, следы…

Петрович Г. Снег, следы…: Фрагменты ещё не дописанного романа / Перевод Ларисы Савельевой // Иностранная литература. - 2015. - № 11. - С. 3-79. Читать:в Журнальном зале Анонс: 30-е годы. Роскошный восточный экспресс Стамбул-Париж, вопреки расписанию, останавливается на захолустной станции и тотчас снова трогается в путь, оставив на заснеженном перроне маленького мальчика. Роман и представляет собой воспоминания того, выросшего и состарившегося, подкидыша о людях, населявших этот медвежий угол в предвоенное десятилетие. Трогательная история с балканским колоритом.  Цитата: ДО СНЕГА НЕ ПОМНЮ НИЧЕГО. Много раз я пытался вернуться назад, пробиться сквозь пелену белого, но мне не удавалось перейти границу памяти. Иногда я сомневаюсь: а было ли что-нибудь до снега.
ВАЛИЛО, КАК НЫНЕШНЕЙ НОЧЬЮ. Щедро... Сейчас я знаю, снег - утешение. Меньше видно всякой всячины. И хотя можно догадаться, что там, под сугробами, с холма все выглядит чистым, неиспорченным, словно на миг нам все прощено, словно дан…