Первая часть романа была напечатана в 2011 году под названием «Другие барабаны». Вниманию читателя предлагается фрагмент второй части романа – «Царь велел тебя повесить». Вскоре книга будет опубликована полностью с комментариями.
Читать в "Журнальном зале".
Читать в "Журнальном зале".
В анонсе номера:
Завораживающий слог Лены Элтанг превращает судьбу, полную невысказанных страхов и поздних сожалений, в изысканную, наполненную чувством и вкусом жизни, поэму воспоминаний, связанных с укромными уголками европейской Аркадии.
Завораживающий слог Лены Элтанг превращает судьбу, полную невысказанных страхов и поздних сожалений, в изысканную, наполненную чувством и вкусом жизни, поэму воспоминаний, связанных с укромными уголками европейской Аркадии.
Валерия Пустовая
Анонсы журнала "Октябрь"
Автор:
Я закончила вторую часть романа. Теперь он выйдет полностью, в двух частях, под названием «Царь велел тебя повесить». Первая часть была опубликована в 2013 году и называлась «Другие барабаны». В то время я понятия не имела, что это только половина книги! Время шло, я уже работала над «Картахеной», а первая часть всё саднила и кровоточила, хотя читатели приняли её за полноценный роман, а я бессовестно приняла премиальные деньги, цветы и аплодисменты. Некоторое время мне удавалось делать вид, что никакой ссадины нет (португальцы называют это empurrar com a barriga, отталкивать всем животом), но потом пришлось всё бросить, вернуться к лиссабонским любовникам и отдать им ещё два года, два чёртовых года, каплю за каплей. Друзья решили, что я повредилась рассудком, враги – что я возвращаюсь к старому, потому что не в силах начать новое. Но мне было всё равно, книга так отчётливо, так сладко поддавалась, корка хрустела, забытый вкус возвращался, и в какой-то момент я поняла, что она меня простила. Вторая часть вошла в первую, замочки щёлкнули, и роман был закончен. А время – что время? Как говорят ирландцы, когда бог сотворил время, он сотворил его достаточно.
// Лиterraтура. - 2017. - № 96.
Рецензии:
Новый роман Лены Элтанг «Царь велел тебя повесить» с виду является детективом, который несколько разбавлен воспоминаниями главного героя, в которых тот то ли ищет, то ли потерял себя и вроде бы мучительно пытается обрести, и хотя эту «потерю себя» ощущаешь с первых страниц, в какой-то момент задаешься вопросом: а не слишком ли жестоко обошлась с героями автор, заставившая их не только потерять себя, не только заблудиться в воспоминаниях и окончательно запутаться с ответом на вопрос: где же их дом и где же их родина, но еще и повергнувшая их в тюремно-полицейско-детективные перипетии...
Тексты Элтанг заслуживают, конечно, высочайших похвал, и об этом само собой разумеющемся факте даже писать как-то неудобно. Набоковский слог, бунинский стиль, чеховские герои. Тексты совершенно уникальны, и красота искусно подобранных, выстроенных в причудливые фигур слов позволяет сделать предположение, что тексты эти, которые сами по себе с легкостью соединяются в одно произведение без начала и конца, созданы для красоты как таковой: красота и слово в них есть цель в абсолюте.
Новый роман Лены Элтанг «Царь велел тебя повесить» с виду является детективом, который несколько разбавлен воспоминаниями главного героя, в которых тот то ли ищет, то ли потерял себя и вроде бы мучительно пытается обрести, и хотя эту «потерю себя» ощущаешь с первых страниц, в какой-то момент задаешься вопросом: а не слишком ли жестоко обошлась с героями автор, заставившая их не только потерять себя, не только заблудиться в воспоминаниях и окончательно запутаться с ответом на вопрос: где же их дом и где же их родина, но еще и повергнувшая их в тюремно-полицейско-детективные перипетии...
Тексты Элтанг заслуживают, конечно, высочайших похвал, и об этом само собой разумеющемся факте даже писать как-то неудобно. Набоковский слог, бунинский стиль, чеховские герои. Тексты совершенно уникальны, и красота искусно подобранных, выстроенных в причудливые фигур слов позволяет сделать предположение, что тексты эти, которые сами по себе с легкостью соединяются в одно произведение без начала и конца, созданы для красоты как таковой: красота и слово в них есть цель в абсолюте.
//
Российская национальная премия
"Национальный бестселлер" — 2017.
Если перед сном много переводить Набокова с одного иностранного языка на другой, то приснится роман Лены Элтанг. Но это неточно. Произнося это имя, Ле-на Эл-танг (кончик языка, разумеется, толкнулся о зубы), трудно найти в себе силы говорить о какой-то конкретной книге, хочется говорить обо всех романах сразу. Недаром «Побег куманики», «Каменные клены», «Другие барабаны» и теперь «Царь велел тебя повесить» претендуют на объединение в тетралогию. Прозе Элтанг тесно под замком книжной обложки. Главный герой ее книг — слово — рвется за пределы бумажных страниц, требуя, как в лирике, быть произнесенным вслух. Это проза без национальности, без времени — но на русском языке и современная, и в этом таится очередное противоречие, одно из многих.
Тонко, красиво и страшно. Читая Лену Элтанг, поневоле думаешь о том, что составлять буквы в слова — древнее искусство, никак не профессия. Магия не принадлежит какой-то одной культуре, заклинания не измеряются анализом отдельных слов.
«Царь велел тебя повесить» — полностью переписанные и дополненные второй частью «Другие барабаны» — сохраняет родство с предыдущими романами.
Лена Элтанг — поэт и прозаик. Родилась в Ленинграде и окончила факультет филологии и журналистики Иркутского государственного университета. С 1991 года живёт в Вильнюсе (Литва). Занималась журналистикой и переводами. Дебютировала сборником стихов в 2003 году, а в 2006 году вышел первый её роман «Побег куманики», вошедший в «краткий список» премии Андрея Белого, «краткий список» премии «Национальный бестселлер» и «длинный список» Национальной литературной премии «Большая книга» сезона 2006—2007 года. В 2008 году вышел второй роман писательницы — «Каменные клёны», удостоенный литературной премии «Новая словесность-2009». В 2012 году роман был переведён на литовский язык (переводчик Владас Бразюнас), в настоящее время его переводят на латышский и эстонский языки. Третий роман писательницы «Другие барабаны» вышел в 2011 году и в этом же году был удостоен «Русской премии». В 2012 году роман «Другие барабаны» вошёл в «краткий список» Национальной литературной премии «Большая книга».
Список публикаций автора в литературно-художественных журналах.
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий