Чернова А. Шаги осени: рассказы // Москва. - 2015. - № 1.
Читать на сайте журнала
Цитата:
Как хорошо было тем утром! Мы только встали, еще не завтракали, было легко и бездумно. Арина читала книгу, бабушка весело рассказывала истории. И это после вчерашнего черного утра, после странного, страшного слова «хоронят», когда все, казалось, кончилось, вдруг такое солнце, такая жизнь! Я отодвинула штору и чуть не вскрикнула от радости. На балконе, как и прежде, сушилось белье. Лоскутное одеяло, сложенное пополам, покачивалось на веревке, а коричневый кот, зажмурив глаза, грелся на солнышке. Я не выдержала, подбежала к Арине и, обняв ее сзади, заговорила:
— Там все как прежде. Арина, все-все, даже кот, даже одеяло, представляешь? Пестрое одеяло!
Рецензии:
В этой подборке, собранные воедино, рассказы ее создают мозаичную по мотивам, но вместе с тем цельную картину сегодняшних жизненных примет. Цельную — по постоянству авторского нравственного отношения к тому, о чем она пишет... Рассказ "Самолет пролетел" — чистый по мироощущению, поэтичный по языку, искренний в любви к родной земле и ее людям.
… Автор не чужд "экспериментирования", которое, однако, вовсе не самоцель, а служит средством психологизации, порою резкой, гротескной. Таков рассказ "Когда затухают фонари"... Шумящая вода. Фантастический кот Мурзик. Негорящие фонари. Повторы эти создают ощущение надвигающейся тревоги, предчувствие "последних времен".
… Свой рассказ "Пустые окна" Анастасия Чернова назвала при обсуждении его на семинаре "экспериментом в нескольких линиях". Эти "линии" кажутся несколько рационализированными, а приобретение автора — скорее то, что можно назвать ощущением пусть маленького, но чуда...
Характерной особенностью прозы Насти является искреннее неподдельное простодушие. В рассказе "Когда затухают фонари" это простодушие позволяет читателю совершенно естественно принимать и странные мысли Марии Васильевны, и наивность соседки Наташи, и даже мистическое возникновение кота Мурзика. И это не случайная удача, я бы сказал, что простодушие – определяющая черта прозы Насти, её творческий метод.
… Следующей особенностью творчества Насти я бы назвал неожиданное появление гротескных деталей и образов, придающих тексту резкость, а иногда даже мистичность (темнота за окном, мытьё полов, опускающийся потолок в "Когда затухают фонари"; соседка, ищущая свою кошку, в "Пустых окнах"; нарочито комичные разговоры героинь в "Не уходи!" и т.д.). И это не отдельные удачи, здесь мы опять же имеем дело с определённым творческим методом автора.
… Есть в произведениях Насти и особенные "толчки". Например, в рассказе "Шаги осени" маленькая героиня потрясена, увидев похороны соседа. И вот на следующее утро она выходит на балкон и видит, что там по-прежнему сушится бельё, что после страшного вчерашнего «хоронят», сегодня такое солнечное утро, и всё как обычно. Это удивляет её до глубины души, она радостно бежит к сестре, обнимает её, что-то говорит. И мы, читатели, чувствуем дыхание страшной тайны жизни и смерти в восприятии ребёнка, и это задевает нас самих…
Об авторе:
Анастасия Евгеньевна Чернова родилась в Москве, окончила Литературный институт им. М. Горького и аспирантуру при Московском педагогическом государственном университете. Кандидат филологических наук, член Союза писателей России. Прозаик, литературовед, публицист, исследователь
фольклора и творчества Николая Рубцова.
Лауреат международных и российских литературных премий. Главный редактор интернет-журнала СОТЫ и ведущая одноименного литературного клуба. Преподает литературу в московских вузах. Награждена медалями Преподобного Епифания Премудрого и «Николай Рубцов».
Читать на сайте журнала
Цитата:
Как хорошо было тем утром! Мы только встали, еще не завтракали, было легко и бездумно. Арина читала книгу, бабушка весело рассказывала истории. И это после вчерашнего черного утра, после странного, страшного слова «хоронят», когда все, казалось, кончилось, вдруг такое солнце, такая жизнь! Я отодвинула штору и чуть не вскрикнула от радости. На балконе, как и прежде, сушилось белье. Лоскутное одеяло, сложенное пополам, покачивалось на веревке, а коричневый кот, зажмурив глаза, грелся на солнышке. Я не выдержала, подбежала к Арине и, обняв ее сзади, заговорила:
— Там все как прежде. Арина, все-все, даже кот, даже одеяло, представляешь? Пестрое одеяло!
Рецензии:
В этой подборке, собранные воедино, рассказы ее создают мозаичную по мотивам, но вместе с тем цельную картину сегодняшних жизненных примет. Цельную — по постоянству авторского нравственного отношения к тому, о чем она пишет... Рассказ "Самолет пролетел" — чистый по мироощущению, поэтичный по языку, искренний в любви к родной земле и ее людям.
… Автор не чужд "экспериментирования", которое, однако, вовсе не самоцель, а служит средством психологизации, порою резкой, гротескной. Таков рассказ "Когда затухают фонари"... Шумящая вода. Фантастический кот Мурзик. Негорящие фонари. Повторы эти создают ощущение надвигающейся тревоги, предчувствие "последних времен".
… Свой рассказ "Пустые окна" Анастасия Чернова назвала при обсуждении его на семинаре "экспериментом в нескольких линиях". Эти "линии" кажутся несколько рационализированными, а приобретение автора — скорее то, что можно назвать ощущением пусть маленького, но чуда...
Характерной особенностью прозы Насти является искреннее неподдельное простодушие. В рассказе "Когда затухают фонари" это простодушие позволяет читателю совершенно естественно принимать и странные мысли Марии Васильевны, и наивность соседки Наташи, и даже мистическое возникновение кота Мурзика. И это не случайная удача, я бы сказал, что простодушие – определяющая черта прозы Насти, её творческий метод.
… Следующей особенностью творчества Насти я бы назвал неожиданное появление гротескных деталей и образов, придающих тексту резкость, а иногда даже мистичность (темнота за окном, мытьё полов, опускающийся потолок в "Когда затухают фонари"; соседка, ищущая свою кошку, в "Пустых окнах"; нарочито комичные разговоры героинь в "Не уходи!" и т.д.). И это не отдельные удачи, здесь мы опять же имеем дело с определённым творческим методом автора.
… Есть в произведениях Насти и особенные "толчки". Например, в рассказе "Шаги осени" маленькая героиня потрясена, увидев похороны соседа. И вот на следующее утро она выходит на балкон и видит, что там по-прежнему сушится бельё, что после страшного вчерашнего «хоронят», сегодня такое солнечное утро, и всё как обычно. Это удивляет её до глубины души, она радостно бежит к сестре, обнимает её, что-то говорит. И мы, читатели, чувствуем дыхание страшной тайны жизни и смерти в восприятии ребёнка, и это задевает нас самих…
Об авторе:
Фото с сайта |
фольклора и творчества Николая Рубцова.
Лауреат международных и российских литературных премий. Главный редактор интернет-журнала СОТЫ и ведущая одноименного литературного клуба. Преподает литературу в московских вузах. Награждена медалями Преподобного Епифания Премудрого и «Николай Рубцов».
Чернова А. Самолет пролетел: рассказы, повесть. – М. : "Вест-Консалтинг", 2012. – 200 с.
Аннотация:
В дебютной книге Анастасии Черновой "Самолет пролетел" собраны рассказы и повесть. Под их щадящими заголовками обнаруживается психологическая проза, во многом превосходящая достижения современных "молодых". В объемных, не коротких прозаических текстах отсутствует всякая социальная критика. В несколько странном, вневременном пространстве – хотя понятно, что Россия, и, в общем, "наши дни" – герои разбираются с зафиксированным, будь то воспоминания детства или впечатления, принесенные этим утром.
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий