Евсеев, Б. Офирский скворец : повесть // Юность. - 2015. - № 1-3.
Повесть вошла в длинный список номинации «XXI век» литературной премии «Ясная Поляна».
Читать в журнале: начало, продолжение, окончание.
Предисловие:
Помня, что в любимой многими поколениями «Юности» печатались такие выдающиеся мастера «молодой» прозы, как Валентин Катаев и Василий Аксенов, Борис Васильев и Фазиль Искандер, и, надеясь в меру сил, соответствовать их уровню, с радостью и надеждой предлагаю нынешним читателям свою новую повесть «Офирский скворец». И очень рассчитываю на умное и дерзкое проникновение в текст, на продолжение и улучшение вложенных в повесть движений души и сокровенных мыслей.
Автор:
...повесть - остросовременная. В то же время она накрепко связана с отечественной историей. Вот завязка: российский подданный, авантюрист и прожектер Иван Тревога, задумавший основать на острове Борнео Офирское царство и выдававший себя в Голландии и во Франции за принца Голкондского, по приказу Екатерины II заключен в крепость, а потом в Смирительный дом. Там Иван учит скворца человеческой речи. Вскоре ему удается переправить птицу в Москву, к загадочной расселине времен, находящейся в знаменитом Голосовом овраге. В этом овраге (что подтверждено документально) на долгие годы пропадали, а потом, через десятки лет, вновь появлялись как отдельные люди, так и целые воинские подразделения. Обер-секретарь Тайной экспедиции при правительствующем Сенате Степан Шешковский посылает разыскников поймать скворца, говорящего разные дерзости. Разыскники вступают в овраг и пропадают там на 200 с лишним лет. Появляются они в Москве лишь весной 2014 года…
Но большая часть повести относится к нашему времени. События происходят не только в российской глубинке, но и на Украине, и на Донбассе. При этом черточки сверхреальности не лишают повесть достоверности, а проступающий кое-где «мистический натурализм» только резче высветляет нашу действительность.
Повесть вошла в длинный список номинации «XXI век» литературной премии «Ясная Поляна».
Читать в журнале: начало, продолжение, окончание.
Предисловие:
Помня, что в любимой многими поколениями «Юности» печатались такие выдающиеся мастера «молодой» прозы, как Валентин Катаев и Василий Аксенов, Борис Васильев и Фазиль Искандер, и, надеясь в меру сил, соответствовать их уровню, с радостью и надеждой предлагаю нынешним читателям свою новую повесть «Офирский скворец». И очень рассчитываю на умное и дерзкое проникновение в текст, на продолжение и улучшение вложенных в повесть движений души и сокровенных мыслей.
Автор:
...повесть - остросовременная. В то же время она накрепко связана с отечественной историей. Вот завязка: российский подданный, авантюрист и прожектер Иван Тревога, задумавший основать на острове Борнео Офирское царство и выдававший себя в Голландии и во Франции за принца Голкондского, по приказу Екатерины II заключен в крепость, а потом в Смирительный дом. Там Иван учит скворца человеческой речи. Вскоре ему удается переправить птицу в Москву, к загадочной расселине времен, находящейся в знаменитом Голосовом овраге. В этом овраге (что подтверждено документально) на долгие годы пропадали, а потом, через десятки лет, вновь появлялись как отдельные люди, так и целые воинские подразделения. Обер-секретарь Тайной экспедиции при правительствующем Сенате Степан Шешковский посылает разыскников поймать скворца, говорящего разные дерзости. Разыскники вступают в овраг и пропадают там на 200 с лишним лет. Появляются они в Москве лишь весной 2014 года…
Но большая часть повести относится к нашему времени. События происходят не только в российской глубинке, но и на Украине, и на Донбассе. При этом черточки сверхреальности не лишают повесть достоверности, а проступающий кое-где «мистический натурализм» только резче высветляет нашу действительность.
Рецензия:
Обратимся к повести «Офирский скворец». Перед нами «история о будущем», которое всё сильней проявляется в современности, и которое многие даже не могут себе вообразить. Ось, на которой держится мировоззрение автора невероятно оптимистическая. Невзирая на все извороты и «выкрутасы» судьбы, герои приходят к пониманию «Офира», к осознанию важности и ценности невещественного бытия.
...повесть Борис Евсеева «Офирский скворец» - о невещественной Земле, неуловимой тайне, о силе незримого, об Офире, который находится и на границе разума, и в речах «Офирского скворца», и в расселине времен. Но его отражения, погоня за ним и есть тот путь, который возводит сердца над пустотой и бренностью мира.
А сам Офир – это переход к грядущей эфиросфере!
А сам Офир – это переход к грядущей эфиросфере!
Отзывы:
Наконец появилась повесть, которая вобрала в себя многое из ранней прозы Бориса Евсеева и воплотила новые принципы евсеевской эстетики - эстетики короткой упругой фразы и дерзкого молодого письма, секрет которого открывается только в зрелом возрасте.
Об авторе:
Борис Евсеев - лауреат премии Правительства РФ в области культуры и премии «Венец», Бунинской, Горьковской и других литературных премий, финалист «Большой книги», «Русского Букера», «Ясной Поляны».
Евсеев - писатель трудной и интересной судьбы, справедливо причисленный критикой к «задержанному поколению» нашей литературы.
Получил музыкальное, журналистское и литературное (Высшие литературные курсы при Литинституте имени М. Горького) образование. С 1991 года печатается в ведущих литературных журналах: «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Континент», «Москва», «Новый журнал» (США) и др.
Автор книг прозы «Баран» (2001), «Отреченные гимны» (2003), «Власть собачья» (2003), «Русские композиторы» (2002–2010), «Романчик» (2005), «Площадь революции» (2007), «Чайковский» (2008), «Живорез» (2008), «Лавка нищих» (2009), «Евстигней» (2010), «Красный рок» (2011), «Пламенеющий воздух» (2013) и др.
В последние несколько лет о творчестве Б. Евсеева написаны более ста семидесяти статей, рецензий, заметок, целый ряд диссертаций.
В вузовском учебнике «История русской литературы ХХ века» (часть 2, под ред. профессора В. В. Агеносова) Евсееву посвящена отдельная статья.
Двумя изданиями вышли книга доктора филологических наук А. Ю. Большаковой «Феноменология литературного письма. Проза Бориса Евсеева» (2003, 2004) и книга кандидата филологических наук А. Ю. Кирова «Русские каприччо Бориса Евсеева» (2011). Снят документальный фильм «Люди и судьбы. Борис Евсеев» (автор А. Марущак, телеканал «Скифия», 2011). В том же году на телеканале «Культура» вышла программа «Линия жизни», посвященная творческому пути Б. Евсеева.
Проза и эссе переводились на английский, болгарский, голландский, итальянский, испанский, китайский, немецкий, эстонский, японский и др. языки.
В настоящее время - профессор кафедры творчества Института журналистики и литературного творчества.
Живет в Москве.
Наконец появилась повесть, которая вобрала в себя многое из ранней прозы Бориса Евсеева и воплотила новые принципы евсеевской эстетики - эстетики короткой упругой фразы и дерзкого молодого письма, секрет которого открывается только в зрелом возрасте.
Фото со страницы в Википедии |
Борис Евсеев - лауреат премии Правительства РФ в области культуры и премии «Венец», Бунинской, Горьковской и других литературных премий, финалист «Большой книги», «Русского Букера», «Ясной Поляны».
Евсеев - писатель трудной и интересной судьбы, справедливо причисленный критикой к «задержанному поколению» нашей литературы.
Получил музыкальное, журналистское и литературное (Высшие литературные курсы при Литинституте имени М. Горького) образование. С 1991 года печатается в ведущих литературных журналах: «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Континент», «Москва», «Новый журнал» (США) и др.
Автор книг прозы «Баран» (2001), «Отреченные гимны» (2003), «Власть собачья» (2003), «Русские композиторы» (2002–2010), «Романчик» (2005), «Площадь революции» (2007), «Чайковский» (2008), «Живорез» (2008), «Лавка нищих» (2009), «Евстигней» (2010), «Красный рок» (2011), «Пламенеющий воздух» (2013) и др.
В последние несколько лет о творчестве Б. Евсеева написаны более ста семидесяти статей, рецензий, заметок, целый ряд диссертаций.
В вузовском учебнике «История русской литературы ХХ века» (часть 2, под ред. профессора В. В. Агеносова) Евсееву посвящена отдельная статья.
Двумя изданиями вышли книга доктора филологических наук А. Ю. Большаковой «Феноменология литературного письма. Проза Бориса Евсеева» (2003, 2004) и книга кандидата филологических наук А. Ю. Кирова «Русские каприччо Бориса Евсеева» (2011). Снят документальный фильм «Люди и судьбы. Борис Евсеев» (автор А. Марущак, телеканал «Скифия», 2011). В том же году на телеканале «Культура» вышла программа «Линия жизни», посвященная творческому пути Б. Евсеева.
Проза и эссе переводились на английский, болгарский, голландский, итальянский, испанский, китайский, немецкий, эстонский, японский и др. языки.
В настоящее время - профессор кафедры творчества Института журналистики и литературного творчества.
Живет в Москве.
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий