Крюкова Е. Беллона: роман // Нева. - 2014. - № 8.
Читать в "Журнальном зале"
Анонс:
Роман «Беллона» откровенно антифашистский. В нем сделана попытка взглянуть на Вторую мировую войну объемно, стереоскопически. Елена Крюкова избирает для этого взгляда безошибочный, пронзительный инструмент: глаза детей.
Мы все жили в большой избе в деревне Куролесово, в Полесье. Наша советская республика называлась Белоруссия. Вокруг Куролесова все леса, леса. Мы, едва ходить научимся, в лес бежим за ягодами, за грибами. Очень много грибов в наших лесах родится по осени, просто смерть. Смерть. Смерть.
Она пришла так быстро, мы и ахнуть не успели. Она затарахтела моторами по дорогам, а еще налетали самолеты, они летели по небу, и мы задирали головы, и глаза видели черные летящие огромные кресты, а потом мы головы опускали и бежали. Куда угодно, только чтобы укрыться.
Чаще всего мы прятались в подполье. Черные кресты гудели, иногда летели так низко, что мы видели в кабине за стеклом чужого летчика. Чужой летчик иногда смеялся, а иногда сурово сжимал губы, а иногда раскрывал рот, как лягушка, когда квакает, но ни разу мы не могли увидать его глаз – они прятались за черными огромными очками.
Летчик или стрелял в нас из пулемета, или сбрасывал на нас бомбы. Бомбы падали вниз очень быстро. И их летчик выпускал сразу очень-очень много из брюха самолета...
Самолет стрелял и бросал бомбы, мы сидели в подполье и крепко обнимались. Мама шептала: «Если всех убьют, так хоть бы всех вместе».
А потом в Куролесово вошли немцы. Они были как быки. Каски такие громадные, как бычьи головы. Они ехали на мотоциклах и на машинах, и все стало сразу черным, они ползли как тараканы, черные тараканы. Рассыпались по избам. Всю деревню заняли. Входили в дома, выбивали дверь сапогом, кричали: «Курки! Яйки!» Они могли подстрелить любого ребенка. Они стреляли в детей и смеялись. Стреляли и смеялись!
Рецензии:
Писательница Елена Крюкова – не ребенок войны в прямом смысле этого слова, однако, родившись спустя десятилетие после ее окончания, она фактически стала ребенком военных воспоминаний. Глубоко в душу 8-летней девочке Лене засела история соседки Марыси, вся семья которой погибла, а ее саму из обреченной на огненную смерть школы увел немец.
...Через призму детских судеб прорисовываются и взрослые, и исторические персонажи. Как отмечает сама Елена Крюкова, она рискнула отобразить в книге детство Гитлера, Евы Браун и некоторых других деятелей «сполна проявивших себя в то черное время». Ассоциации с древнеримской богиней войны, чье имя вынесено в название романа, приходят на ум при анализе образа итальянки Лилианы – одной из главных героинь книги, бесстрашной и, казалось бы, бессердечной надзирательницы Освенцима, настоящей Беллоной, вышедшей из-под рук великого Огюста Родена. Однако не все так просто: не раскрывая сюжета, автор отметила, что тема кающегося, перерождающегося грешника - одна из ключевых в романе.
Об авторе:
Крюкова Е. Беллона : роман. - Нижний Новгород : РИ "Бегемот", 2014. - 528 с.
Аннотация: Война глазами детей. Через призму детских судеб просматриваются трагедии, вражда, победы и боль взрослого мира. «Беллона» - полотно рембрандтовских светотеней, контрастное, эмоционально плотное. Его можно было сопоставить с «Капричос» Гойи, если бы не узнаваемо русская широта в изображении батальных сцен и пронзительность лирических эпизодов. Вторая мировая война увидена необычно, стереоскопически, сквозь линзу времени, сквозь призму разных судеб. Немцы, итальянцы, евреи, поляки, украинцы, белорусы, англичане – народы Европы внесли свою лепту страдания в богатство будущей, жертвенно завоеванной радости.
Анонс:
Роман «Беллона» откровенно антифашистский. В нем сделана попытка взглянуть на Вторую мировую войну объемно, стереоскопически. Елена Крюкова избирает для этого взгляда безошибочный, пронзительный инструмент: глаза детей.
Сайт газеты "Нижегородский рабочий"
Цитата:Мы все жили в большой избе в деревне Куролесово, в Полесье. Наша советская республика называлась Белоруссия. Вокруг Куролесова все леса, леса. Мы, едва ходить научимся, в лес бежим за ягодами, за грибами. Очень много грибов в наших лесах родится по осени, просто смерть. Смерть. Смерть.
Она пришла так быстро, мы и ахнуть не успели. Она затарахтела моторами по дорогам, а еще налетали самолеты, они летели по небу, и мы задирали головы, и глаза видели черные летящие огромные кресты, а потом мы головы опускали и бежали. Куда угодно, только чтобы укрыться.
Чаще всего мы прятались в подполье. Черные кресты гудели, иногда летели так низко, что мы видели в кабине за стеклом чужого летчика. Чужой летчик иногда смеялся, а иногда сурово сжимал губы, а иногда раскрывал рот, как лягушка, когда квакает, но ни разу мы не могли увидать его глаз – они прятались за черными огромными очками.
Летчик или стрелял в нас из пулемета, или сбрасывал на нас бомбы. Бомбы падали вниз очень быстро. И их летчик выпускал сразу очень-очень много из брюха самолета...
Самолет стрелял и бросал бомбы, мы сидели в подполье и крепко обнимались. Мама шептала: «Если всех убьют, так хоть бы всех вместе».
А потом в Куролесово вошли немцы. Они были как быки. Каски такие громадные, как бычьи головы. Они ехали на мотоциклах и на машинах, и все стало сразу черным, они ползли как тараканы, черные тараканы. Рассыпались по избам. Всю деревню заняли. Входили в дома, выбивали дверь сапогом, кричали: «Курки! Яйки!» Они могли подстрелить любого ребенка. Они стреляли в детей и смеялись. Стреляли и смеялись!
Рецензии:
Писательница Елена Крюкова – не ребенок войны в прямом смысле этого слова, однако, родившись спустя десятилетие после ее окончания, она фактически стала ребенком военных воспоминаний. Глубоко в душу 8-летней девочке Лене засела история соседки Марыси, вся семья которой погибла, а ее саму из обреченной на огненную смерть школы увел немец.
...Через призму детских судеб прорисовываются и взрослые, и исторические персонажи. Как отмечает сама Елена Крюкова, она рискнула отобразить в книге детство Гитлера, Евы Браун и некоторых других деятелей «сполна проявивших себя в то черное время». Ассоциации с древнеримской богиней войны, чье имя вынесено в название романа, приходят на ум при анализе образа итальянки Лилианы – одной из главных героинь книги, бесстрашной и, казалось бы, бессердечной надзирательницы Освенцима, настоящей Беллоной, вышедшей из-под рук великого Огюста Родена. Однако не все так просто: не раскрывая сюжета, автор отметила, что тема кающегося, перерождающегося грешника - одна из ключевых в романе.
Асташкина Ю. Война глазами детей
"Беллона" - сугубо женская фантазия на тему войны, но фантазия
талантливая и очень достоверная в эмоциональном плане. Писатель-женщина
может не знать, чем отличается наган от парабеллума, но кому как не
женщине уметь передать на бумаге страдания ребёнка, потерявшего мать,
или матери, потерявшей ребёнка.
Кузечкин А. Елена Крюкова. "Беллона"
Интервью:
Крюкова Е. И снова была война: [беседа с писательницей о ее романе "Беллона"] / записала Т. Кузнецова // Нижегородский рабочий. - 2014. - 23 сент.
Фото с сайта |
Поэт, прозаик, искусствовед. Член Союза
писателей России. Родилась в 1956 году в Самаре. Окончила Московскую
государственную консерваторию и Литературный институт имени А. М.
Горького.
Лауреат премии им. М. И. Цветаевой-2010
(книга стихов «Зимний собор»), премии «Согласование времен»-2009
(Германия), в номинации «поэзия». Финалист премии «Ясная Поляна»-2004
(роман «Блаженная») и «Карамзинский крест»-2009 (роман «Тень стрелы»),
Волошинского конкурса-2009 в номинации «проза» (рассказ «Яства
детства»), Волошинского конкурса-2010 в номинации «проза» (повесть
«Краденая помада»). Лонг-листер премии «Национальный бестселлер»-2003
(роман «Изгнание из Рая»), «Русский Букер»-2010 (роман «Серафим»),
премии им. И. А Бунина-2010 («Зимний собор») и 2011 (роман «Юродивая»).
Лауреат премии журнала “Нева” в номинации «Чистейшей прелести чистейший
образец» (2013). Ее книги выходят в издательствах ЭКСМО, Время (Россия),
Za-Za Verlag (Германия) и других.
Сайт Издательского Дома Париж
Аннотация: Война глазами детей. Через призму детских судеб просматриваются трагедии, вражда, победы и боль взрослого мира. «Беллона» - полотно рембрандтовских светотеней, контрастное, эмоционально плотное. Его можно было сопоставить с «Капричос» Гойи, если бы не узнаваемо русская широта в изображении батальных сцен и пронзительность лирических эпизодов. Вторая мировая война увидена необычно, стереоскопически, сквозь линзу времени, сквозь призму разных судеб. Немцы, итальянцы, евреи, поляки, украинцы, белорусы, англичане – народы Европы внесли свою лепту страдания в богатство будущей, жертвенно завоеванной радости.
Комментарии
Отправить комментарий