6 марта 2014 г.

Сергей Дурылин В зале консерватории

  Дурылин С. В зале консерватории: из воспоминаний // Москва. - 2013. - №12.
Читать на сайте журнала    
Цитата:
Как играл Скрябин, этого в двух словах не скажешь. Но в одном слове можно сказать: он не играл, а как бы впервые сочинял за фортепиано. Мне всегда казалось, что Скрябин за фортепиано переживает все муки и восторги творчества, что для него каждый аккорд является в первый раз, каждый звук рождается впервые. Следить за такой игрой было больно и сладостно, а иногда, - быть может, это чувство было только у меня одного, - а иногда и совестно: как будто, незваный и незнаемый, ты присутствуешь при величайшем акте: творческого рождения.
Рецензии:
Воспоминания Сергея Дурылина "В зале  
консерватории" - совершенно замечательная публикация. Написаны воспоминания были в 1940 году и рассказывают о том, как молодой Сергей Дурылин с друзьями и единомышленниками были завсегдатаями галёрки ("галереи") Московской консерватории, где хоть с минимальным комфортом, но зато за небольшие деньги посещали практически все концерты классической музыки. С невероятным чувством (остаётся впечатление, будто сама побывала на тех концертах) описывает Дурылин выступления Рахманинова и Скрябина, Шаляпина и Собинова.
Конечно, записки о консерватории не претендуют на профессиональный разбор композиторского мастерства и исполнительской техники музыкантов, упоминающихся на ее страницах. Но зоркость и глубина историко-культурной интуиции, умение через многие годы донести до читателя свежесть впечатлений убеждают в достоверности нарисованных на этих страницах картин. Эти воспоминания — дань благодарной памяти мемуариста Московской консерватории и музыкантам, игравшим в ее зале.
При написании воспоминаний Сергей Николаевич опирался не только на свою память, но и на сохраненные в его архиве программы, афиши, пометки в записных книжках, которые вел на протяжении многих лет. Имена, даты, списки исполнителей, какие-то, пусть и мелкие, подробности биографий упоминаемых лиц придают дополнительный интерес и убедительность этому тексту.
Об авторе: 
Фото с сайта
Сергей Николаевич Дурылин — религиозный мыслитель, филолог, искусствовед, прозаик, поэт. Родился в 1886 году в Москве. Учился в IV Московской мужской гимназии, ушел из VI класса. Поводом для ухода из гимназии послужило несогласие с господствующей системой образования, не позволяющей учиться в гимназии и университете выходцам из "простого народа". Окончил Московский Археологический институт. В 1912–1918 гг. — секретарь Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. В 1917 году принял священство, в начале 20-х годов подвергся репрессиям. После трех ссылок работал в ИМЛИ, ГИТИСе. Умер в 1954 году.
Автор книг "Церковь невидимого града", "Рихард Вагнер и Россия", "Град Софии", "М.Н. Ермолова", "П.М. Садовский", посмертно изданы "Нестеров" (ЖЗЛ), "В своем углу", роман "Колокола", повесть "Сударь кот".
  
Другие книги автора:
Дурылин С.Н. Три беса: сборник. - М.: Совпадение, 2013. - 384 с.
Аннотация:
Книга "Три беса" возвращает читателю художественное наследие незаслуженно забытого самобытного писателя Серебряного века, литературоведа, историка театра, педагога, священника, этнографа - Сергея Николаевича Дурылина (1886-1954). В ней впервые собраны и опубликованы его повести и рассказы, написанные с 1905 по 1925 гг. Неповторимая проза большого русского писателя ярким образным языком повествует о человеке перед лицом Бога, о России, сохранившей христианскую веру и культурные традиции XIX века. Коллективный роман "Соколий пуп" пародийно и карикатурно рисует портреты современников Дурылина эпохи русского декаданса: Бердяева, Ильина, Эрна, Гершензона, Эллиса, Вяч. Иванова и других. Художественные очерки Дурылина о его путешествиях на Север, в Олонецкий край и к Полярному кругу, переиздаются спустя 100 лет после их первой публикации.
Книга предназначена для всех, кто ценит классическую литературу и не утратил интерес к самобытности русской прозы.


Спрашивайте в библиотеках!