Читать на сайте журнала.
Аннотация:
Аннотация:
Перед нами пять героев в переломное для России время – самое начало девяностых годов. Они абсолютно разные: по своему социальному положению, сфере деятельности, политическим взглядам. Вместе они собираются только на охоте и обсуждают будущее страны. Москвичи самых разных профессий: учитель, врач-хирург, журналист, экономист, заведующий крупной продовольственной базы, электрик объединилась, как любители природы и страстные охотники. Кто-то поддерживает социалистический строй и говорит о том, сколько советское правительство сделало для людей, кто-то считает, что демократы должны прийти к власти. Более того, в острые моменты нашей истории друзья оказываются по разные стороны баррикад. Вместе они собираются только на охоте и обсуждают будущее страны. Однажды в конце сезона приятели услышали крик совы, удивились, что сова кричит не вовремя. Экономист, веривший в приметы, объявил, что это не к добру. В стране началась перестройка, противоалкогольная кампания. Сразу же возник дефицит продуктов и товаров первой необходимости. Появились призывы к демократическим реформам, возникли различные новые партии. Обсуждая экономическую и политическую ситуацию в стране, герои вспоминают первых лиц государства: Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина, с приходом которого многие связывали улучшение жизни в стране. Герои живут и действуют на в обширном историческом фоне; для лучшего понимания ситуации автор вводит в повествование множество подлинных фактов, приводит исторические данные. На страницах появляются Горбачев, Ельцин, Яковлев, Крючков и многие другие действующие фигуры того времени. Последовательно автор разворачивает картину умирания великой страны, подробно показывает, что именно потеряли советские люди после ее крушения. Роман читается легко, в нем сохранена разговорная речь, а действующие лица всем известные политики, многие из которых живы и сейчас. По жанру это скорее – роман-памфлет. Читатель получит ответ на вопрос, который до сих пор дискутируется в нашем обществе: каковы причины распада страны? Виноваты система или внешние силы, или и то, и другое.
Рецензии:
Перед героями романа и, соответственно, читателями встает ужасающая картина искусственно организованных продовольственных и табачных кризисов, намеренно созданных дефицитов, целенаправленная кампания очернения всего советского, проводившаяся через СМИ, подрывная работа «низовых агитаторов», направлявшихся руководимыми с Запада координаторами. ...Рецензии:
Последовательно автор разворачивает величественную в своем трагизме картину умирания великой страны, подробно показывает, что именно потеряли бывшие советские люди после ее крушения. Ликвидация целых отраслей, научных и промышленных, массовое обнищание и вымирание народа, взрыв бешеного антирусского национализма на окраинах бывшего советского государства… Проведя своих героев сквозь сложные перипетии восьми лет (с 1991 по 1999-й), Щепоткин показывает, как каждый из них смог устроиться в новом времени. И здесь демонстрируется парадоксальная, на первый взгляд, картина: если советские патриоты Нестеренко и Волков добились немалого жизненного успеха и благоденствуют, то их бывшие идеологические противники Карабанов и Слепцов опустились на дно жизни и с трудом прозябают. ...
Несмотря на весь его трагизм, роман заканчивается на оптимистической ноте. Герои приходят к выводу, что, невзирая ни на что, необходимо продолжать работать, нужно идти вперед и вообще «за битых двух небитых дают».
В традиционном романе читатель ищет образы, типажи; возможно, завлекательную интригу или философские раздумья. В. Щепоткин предлагает нам нечто иное: богато уснащённый фактическим, а особенно цифровым (статистическим) материалом развёрнутый очерк или, скорее, трактат на тему: как «перестройщики» погубили могучее советское государство.
Такая постановка вопроса определяет и хронологию изображенных событий – время от начала перестройки и «воцарения» Горбачева до конца 1990-х годов, так что перед нами своего рода мемуар об относительно недавнем прошлом. Говорить о современности (роман, впрочем, датирован 2010-2013 гг.) автор явно избегает, а, может, это и не входит в его задачу. ...
Быть беде. Под этим знаком проходят все события и факты, изложенные в романе. Под этим знаком живут все его герои. Но вот отчего эта беда приключилась, – ответа у автора мы не найдем. Вообще говоря, ответов дается несколько, все в рамках традиционных штампов, но В. Щепоткин как-то «стесняется» говорить о главном.
Когда читал «Крик совы перед концом сезона» Вячеслава Щепоткина – роман, публиковавшийся с августа по октябрь в «Нашем современнике» за текущий год – подумалось тогда вдруг, что эта книга может заменить учебник по недавней трагической истории. Ну, не школьный пусть, вузовский. Роман посвящен крушению великой страны, которое показано как результат идеологического, экономической и политического кризиса во всей полноте подробностей, с глубоким анализом событий, их причин и следствий. ...Такая постановка вопроса определяет и хронологию изображенных событий – время от начала перестройки и «воцарения» Горбачева до конца 1990-х годов, так что перед нами своего рода мемуар об относительно недавнем прошлом. Говорить о современности (роман, впрочем, датирован 2010-2013 гг.) автор явно избегает, а, может, это и не входит в его задачу. ...
Быть беде. Под этим знаком проходят все события и факты, изложенные в романе. Под этим знаком живут все его герои. Но вот отчего эта беда приключилась, – ответа у автора мы не найдем. Вообще говоря, ответов дается несколько, все в рамках традиционных штампов, но В. Щепоткин как-то «стесняется» говорить о главном.
«Крик совы…» – роман-памфлет. По крайней мере, так хочется определить этот жанр. ...
Но, кажется, все-таки роман не имеет завершения. Не в том даже дело, что остаются без ответа многие вопросы, например, о податливом легковерии, доверчивости и терпении народа, его причинах, о роли личности в истории (это уж, кажется, вопрос вечный). Но порой важнее поставить вопрос, нежели ответить…
Отзывы:
Роман читать было очень интересно, именно не как роман, а как переосмысление нашей недавней истории.
К недостаткам романа можно отнести авторский стиль написания. Своих героев автор называет то по именам, то по фамилиям, то по профессиональной принадлежности, отчего возникает путаница. Поначалу я даже пыталась составить таблицу – кого как зовут, кто кем работает, кто на ком женат. К середине романа я поняла, что это не суть важно, поскольку главные герои романа – вовсе не персонажи, а наша история.
Ну и режут глаз неграмотности русского языка, оговоренные как стиль автора, приближенный к разговорной речи. Но я считаю всё же, что это именно неграмотности (хотя странно, что журналист по какой-то причине везде пишет «што», «штобы», «чево» и т.д. - всё остальное написано абсолютно грамотно).
Спрашивайте в библиотеках!
К недостаткам романа можно отнести авторский стиль написания. Своих героев автор называет то по именам, то по фамилиям, то по профессиональной принадлежности, отчего возникает путаница. Поначалу я даже пыталась составить таблицу – кого как зовут, кто кем работает, кто на ком женат. К середине романа я поняла, что это не суть важно, поскольку главные герои романа – вовсе не персонажи, а наша история.
Ну и режут глаз неграмотности русского языка, оговоренные как стиль автора, приближенный к разговорной речи. Но я считаю всё же, что это именно неграмотности (хотя странно, что журналист по какой-то причине везде пишет «што», «штобы», «чево» и т.д. - всё остальное написано абсолютно грамотно).
Фото с сайта "Золотой лев" |
Об авторе:
Щепоткин Вячеслав Иванович — журналист, публицист, прозаик. Член редакционной коллегии журнала «РФ сегодня».
Живет и работает в Москве.
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий