К основному контенту

Франсиско Умбраль. Авиньонские барышни

Франсиско Умбраль. Авиньонские барышни: роман / пер. с исп. Т. Ильинская. - Иностранная литература, 2013. - № 12
Читать:  Журнальный зал
Анонс:
Номер открывает роман испанца Франсиско Умбраля «Авиньонские барышни». Действие романа разворачивается во времена Прекрасной эпохи и завершается началом Гражданской войны в Испании. Это – несколько пародийная семейная сага в восприятии юноши, почти мальчика. По авторской прихоти вхожими в дом бестолкового аристократического семейства делаются Унамуно, Пикассо, Лорка и многие другие знаменитости культуры и политики. Сам романист так характеризует свой художественный метод: «правдивые и невозможно фальшивые воспоминания». Так оно и есть, если под правдивостью понимать достоверное воссоздание духа времени.
Критика:
Oн был, безусловно, одним из самых знаменитых и популярных современных писателей в Испании. Его романы издавались огромными тиражами и продавались во всех магазинах и газетных киосках. О его романах много писали, им посвящали диссертации, их цитировали во всевозможных критических исследованиях о литературе. В таланте Умбраля никто не сомневался, но многие осуждали его за неприветливую, высокомерную манеру держаться и за участие в весьма неприглядных политических акциях. Язык Умбраля богат яркими и неожиданными сравнениями и метафорами, исполнен горькой иронии, проникнут особенным, поэтическим пониманием действительности, и одарён тем энергичным ритмом и горячим дыханием, какое бывает только у настоящей прозы. Во всех книгах Умбраля подкупает пламенный темперамент, в сочетании с глубокими познаниями в области культуры, литературы и философии, и с умением остроумно и красочно выражать свои мысли, зачастую спорные и даже парадоксальные. На фоне традиционных испанских писателей-конформистов, писавших в старомодном духе XIX века, Умбраль выделялся свежестью восприятия и стиля.
Отзыв читателя:
Умбраль - идеальный лжец, но его ложь вызывает доверие. Умбраль создает мир непосредственно из чистого обмана"
Oxenstierna
Фото с сайта Леагна
Об авторе:
Франсиско Умбраль (Francisco Umbral),родился в Мадриде в 1932 г. Он был незаконнорожденным ребенком, поэтому его матери и пришлось уехать в столицу. Сам он, вернувшись в Мадрид в 1961 году, продолжил успешную журналистскую карьеру. С начала 1970-х признанный репортер и эссеист выпустил целое собрание публицистических сочинений с красивыми заголовками вроде "Дневник сноба", "Мадридский сплин". Он был нарасхват: писал и для правой El Mundo, и для левой El Pais. Демонстрировал прокоммунистические взгляды, но без излишней восторженности, и украшал свои политические романы такими вот афоризмами: "Тоталитарные режимы вредны для писателя: они его или ликвидируют, или возвышают, в обоих случаях ошибочно". Завершающей деталью в этом выстроенном образе роскошного газетного эссеиста были обязательный белый шарф и очки в толстой оправе. К художественной прозе он обратился уже с середины 1960-х: в это время вышли его романы "Знать бы, что такое любовь" и скандальная "Джоконда", рассказывающая о гомосексуальной субкультуре Мадрида. Его ценили эстеты, он был славен славой писателя "для немногих".
Но затем его жизнь переменилась, в нее вошла настоящая трагедия. В 1975 году умер его маленький сын: об этом он рассказал в романе "Смерть и роза" — и именно этот продиктованный горем роман стал настоящим началом его писательской славы. С тех пор из-под его пера вышли десятки книг, в том числе "Мадридская трилогия" и "Легенда о Цезаре-провидце".
В его литературоведческих работах немало примеров из русской классики. Даже своему коту он дал имя Лермонтов. Но нельзя сказать, чтобы наша словесность ответила ему взаимностью. На русский его переводили мало. В начале 1980-х он попал в сборник испанской новеллистики, ф в 2008 г. в издательстве РОССПЭН опубликован его роман "Пешка в воскресенье" Но затем российские издатели отвлеклись на латиноамериканскую литературу, а уже в наше время его обошли молодые коллеги вроде Артура Переса-Реверте.
Популярнейший писатель, лауреат премии имени Сервантеса, числившийся и среди претендентов на нобелевку, он тем не менее не совсем соответствовал образу величавого литературного патриарха. Его особо ценили за прихотливый язык и извечное чувство юмора. Он критиковал реалистический метод как таковой, замахивался даже на Сервантеса, именем которого его так торжественно почтили в 2000 году.

Спрашивайте в библиотеках!

Популярные сообщения из этого блога

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8.
Читатьна сайте журнала "Новый мир". Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года. В анонсе номера:
Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории. 
Анонс 8-го номера журнала «Новый мир» Автор:
Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине.
Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мира, в том числе Индии и К…

Владимир Медведев. Заххок

Медведев В. Заххок : роман / Владимир Медведев // Дружба народов. - 2015. - № 3-4. Читать: начало, окончание.
Анонс: Фон романа Владимира Медведева "Заххок" — гражданская война в Таджикистане, один из самых кровавых конфликтов на территории бывшего СССР. Драматические события разворачиваются в глухом горном ущелье на рубеже с Афганистаном. Здесь, в экстремальных жизненных условиях с предельной четкостью проступают все границы. Между жизнью и смертью. Меж добром и злом. Реальным и воображаемым. Властью и поддаными. Городом и деревней. Человеком и природой. Женщинами и мужчинами. Молодыми и старыми. Живыми и мертвыми. Своими и Чужими.
Анонсы журнала "Дружба народов" Рецензии: О событиях двадцатилетней давности в Таджикистане — роман Владимира Медведева "Заххок", где главный герой — человек, увидевший иной ракурс жизни. Он пытается понять других людей, не потерять почву под ногами и найти поддержку. Во времена кровопролитной гражданской войны в маленьком рай…

Александр Мелихов. Свидание с Квазимодо

Мелихов А. Свидание с Квазимодо : роман // Нева. - 2016. - № 10.
Читать в "Журнальном зале"
Цитата:
Она это не сразу поняла — чего ей не хватает в психологических науках: красоты. Красотой они не занимались, они измеряли, сколько выделяется желудочного сока по звонку или вспышке и что лежит в основе семейных отношений — совместная деятельность на благо общества. Она была не против, но — где нет красоты, нет и человека. А роман с красотой между тем у нее только нарастал и постепенно снова сделался главной невидимой ее жизнью.
Рецензии: Безусловно, событием литературы станет роман Александра Мелихова «Свидание с Квазимодо». Как всегда, автор берется за глобальную тему, тему философскую. В данном случае предметом его размышлений становится феномен красоты. Но перед нами не философский трактат (хотя роман Мелихова мог бы стать самым интересным учебником по эстетике), а увлекательное художественное произведение. 
Аминова О. В день приходит до тысячи рукописей Александр Мелихов …