Климонтович Н. Парадокс о европейце : роман // Октябрь. - 2013. - № 8, 11.
Читать в "Журнальном зале": начало, окончание.
В анонсе номера:
В самом деле парадоксальное совмещение белых теннисных брюк и камеры Лубянки. Николай Климонтович устраивает встречу энциклопедически образованного врача, родившегося в Италии, практиковавшего в Америке, с советским следователем. Их просветительские беседы о вторичности ленинской мысли похожи на ритуал, от века связующий в России интеллигенцию и власть. Но центр романа не здесь, не в поединке системы с личностью, а далеко за пределами камеры: в океане, в Нью-Йорке, в католической школе, в обществе вольнодумных девиц, в степном лагере польских повстанцев, в московском доме молодоженов, в рукописном словарике заковыристых русских слов, изъятом при аресте…
Путешествие в предреволюционную молодость – вот центр собирания и личности героя, и романа о нем. Во времена, когда вольнодумство состязалось в пышности с «кастильскими розами». Климонтович упивается богатством этой безвозвратно сгинувшей жизни, сожалея о разрастающихся знаках зреющей катастрофы. «Да, именно, кто не жил тогда в России… Москва – какая сила была в этом городе, а никто и не замечал. Казалось, пригляделись, думала – само собой разумеется. И что все это будет всегда – вся эта сила и избыток…» Внимательная конкретность воображения Климонтовича и сдержанно изобразительный стиль дадут время насладиться этой ретроутопией, пока европеец в революционной России едва не сойдет с ума от перемен.
Однажды мне было видение – я как-то рассказывал об этом. Я увидел своего деда, расстрелянного за двенадцать лет до моего рождения.
Я встретил его, выпив полбутылки местного рома, на пляже далекого тропического острова. Дед широко шагал по песку мне навстречу. Был он в свободных белых брюках для занятий lown-tennis’ом, в белой сорочке-безрукавке, в добела начищенных зубным порошком парусиновых туфлях. У него была ухоженная седоватая бородка – в такой играл Дон Кихота Черкасов. Высок и очень худ. Тогда я разглядел даже желтую от возраста плоскую пуговицу, на какую был застегнут его пояс: как ей было не пожелтеть за истекшие три четверти века.
Поскольку Йозефа забрали как раз на выходе с корта – возможно, обыск в доме хотели провести в его отсутствие, – в этих самых белых штанах в одной из нижних камер Лубянки он дожидался расстрела почти три года. Думаю, его держали так долго в живых, используя для своих целей, в качестве ходячего энциклопедического словаря . Его дочь, и моя мать, в недолгий просвет общей несвободы, поймав краткий миг послаблений, получила на Лубянке на час дело Йозефа. Возвращая папку, спросила молоденького румяного следователя: его били? Таких людей бить бесполезно, отвечал тот.
Об авторе:
Николай Юрьевич Климонтович — писатель и колумнист, драматург. Родился в апреле 1951 года в Москве в семье профессора МГУ. Окончил физический факультет МГУ в 1984году. Работал заведующим московским бюро нью-йоркской газеты «Новое русское слово», обозревателем газет «Коммерсантъ-Daily», «Русский телеграф», «Общей газеты», «Россия».Член Союза театральных деятелей (1984) и Союза Писателей СССР (1988), Русского ПЕН-центра (1992). Отмечен премией журнала «Октябрь» (1999). Произведения Николая Климонтовича переведены на английский, польский, финский и шведский языки.
"Николай Климонтович фигура по-своему типическая. То есть типическая, но - по-своему. Он из породы последних писателей, сформированных при советской власти со всеми вытекающими отсюда психическими и мировоззренческими "родимыми пятнами". Здесь, строго говоря, неважно, кто ты: левый или правый, патриот или космополит, Куняев или Евтушенко. Важно, что ты воспитан в системе, уважавшей литературу как факт государственного бытия..."
Список публикаций автора в литературно-художественных журналах.
Страницы автора на сайтах:
Писатели России
Imhonet.ru
Спрашивайте в библиотеках!
Читать в "Журнальном зале": начало, окончание.
В анонсе номера:
В самом деле парадоксальное совмещение белых теннисных брюк и камеры Лубянки. Николай Климонтович устраивает встречу энциклопедически образованного врача, родившегося в Италии, практиковавшего в Америке, с советским следователем. Их просветительские беседы о вторичности ленинской мысли похожи на ритуал, от века связующий в России интеллигенцию и власть. Но центр романа не здесь, не в поединке системы с личностью, а далеко за пределами камеры: в океане, в Нью-Йорке, в католической школе, в обществе вольнодумных девиц, в степном лагере польских повстанцев, в московском доме молодоженов, в рукописном словарике заковыристых русских слов, изъятом при аресте…
Путешествие в предреволюционную молодость – вот центр собирания и личности героя, и романа о нем. Во времена, когда вольнодумство состязалось в пышности с «кастильскими розами». Климонтович упивается богатством этой безвозвратно сгинувшей жизни, сожалея о разрастающихся знаках зреющей катастрофы. «Да, именно, кто не жил тогда в России… Москва – какая сила была в этом городе, а никто и не замечал. Казалось, пригляделись, думала – само собой разумеется. И что все это будет всегда – вся эта сила и избыток…» Внимательная конкретность воображения Климонтовича и сдержанно изобразительный стиль дадут время насладиться этой ретроутопией, пока европеец в революционной России едва не сойдет с ума от перемен.
Валерия Пустовая
Анонсы журнала "Октябрь". Месяц в "Октябре"
Цитата:Однажды мне было видение – я как-то рассказывал об этом. Я увидел своего деда, расстрелянного за двенадцать лет до моего рождения.
Я встретил его, выпив полбутылки местного рома, на пляже далекого тропического острова. Дед широко шагал по песку мне навстречу. Был он в свободных белых брюках для занятий lown-tennis’ом, в белой сорочке-безрукавке, в добела начищенных зубным порошком парусиновых туфлях. У него была ухоженная седоватая бородка – в такой играл Дон Кихота Черкасов. Высок и очень худ. Тогда я разглядел даже желтую от возраста плоскую пуговицу, на какую был застегнут его пояс: как ей было не пожелтеть за истекшие три четверти века.
Поскольку Йозефа забрали как раз на выходе с корта – возможно, обыск в доме хотели провести в его отсутствие, – в этих самых белых штанах в одной из нижних камер Лубянки он дожидался расстрела почти три года. Думаю, его держали так долго в живых, используя для своих целей, в качестве ходячего энциклопедического словаря . Его дочь, и моя мать, в недолгий просвет общей несвободы, поймав краткий миг послаблений, получила на Лубянке на час дело Йозефа. Возвращая папку, спросила молоденького румяного следователя: его били? Таких людей бить бесполезно, отвечал тот.
Об авторе:
фото с сайта |
"Николай Климонтович фигура по-своему типическая. То есть типическая, но - по-своему. Он из породы последних писателей, сформированных при советской власти со всеми вытекающими отсюда психическими и мировоззренческими "родимыми пятнами". Здесь, строго говоря, неважно, кто ты: левый или правый, патриот или космополит, Куняев или Евтушенко. Важно, что ты воспитан в системе, уважавшей литературу как факт государственного бытия..."
Список публикаций автора в литературно-художественных журналах.
Страницы автора на сайтах:
Писатели России
Imhonet.ru
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий