Филипенко С. Кремулятор : роман // Знамя. - 2022. - № 2, 3.
Читать в «Журнальном зале»: начало, окончание.
Роман вошёл в лонг-лист премии «Национальный бестселлер» 2022 года. Победитель будет выявлен на финальной церемонии в Санкт-Петербурге 29 мая.
Автор:
В основе романа — материалы следственного дела Петра Ильича Нестеренко — первого директора Московского крематория. В ходе работы над этим текстом, я вслед за главным героем побывал в Саратове и в Париже, в Варшаве и в Стамбуле. «Кремулятор» — художественная реконструкция одной, как мне кажется, совершенно удивительной судьбы.
От автора // Знамя. - 2022. - № 2. - С. 4
Рецензии:
Филипенко выбрал для своего романа сочное, странное и противное слово «Кремулятор» — устройство для перемалывания остатков костей после сожжения тела в крематории. Это страшный текст о том, как перемалывают и переламывают человека исторические события. Если вам не повезло попасть в мясорубку таких страшных вещей как война, эмиграция и революция, то готовьтесь к нечеловеческим испытаниям.
Любовь Беляцкая
Перед нами документально-художественная компиляция жизни реального человека. Первого директора Московского крематория П. И. Нестеренко. Его тюремных мытарств. Центральное действие — начало Великой Отечественной войны. Вплоть до дня гибели главного героя — в августе 1942-го. Рассказ выполнен в виде некоего условного письма (или нескольких корреспонденций, или просто мысленных аллюзий) к любимой женщине. На основе изъятых личных дневников протагониста. В тексте не указаны источники дневников-мемуаров (идут по диагонали курсивом). Т.ч. можно предположить, дескать, всё от начала до конца — неплохая выдумка сочинителя. За исключением реальных, повторимся, персоналий книги. Читатель лицезрит пред собой вереницу хорошо знакомых исторических лиц. Кратких о них упоминаний, заметок, ремарок.
Игорь Фунт
Сразу оговорюсь, перед нами не роман, а политическая агитка. Пример абсолютно беззастенчивой, прямо геббельсовской пропагандистской спекуляции на теме сталинских репрессий. Написано бодро, стилистически изобретательно, с огоньком. Но как всегда бывает в сугубо пропагандистских книгах, действие двигают не характеры и отношения, а грубо декларированные идеи. Идеи таковы: СССР — тотальная тюрьма и крематорий, жизнь в этой стране подчинена банальной цели истребления всех лучших людей, народонаселение делится на чекистов и заключенных, все диалоги ведутся в форме допроса, тема осмысления — 1937 год, шпионы, троцкисты и прочая кафкианская жуть. Вернее, никакого осмысления не предполагается — текст представляет собой прямую трансляцию агитационных материалов с целью вызвать ужас, возмущение, чувство горечи и стыда за то, что такая социальная общность как советский народ вообще существовала в мировой истории.
Ольга Погодина-Кузмина
В этой повести есть Босфор и Польша, Париж и сербский Нови Сад, но нет никакой жизни. Все географические названия безлики, все люди невыразительны. И самое страшное в этой книге то, что автор не пугает, не нагнетает. Его рассказчик говорит просто, без особых оценок, он кажется практичным и разумным, в его разговорах нет ни идеологии, ни борьбы, ни ненависти. Есть только серый мир и смерть, которую лично для себя он считает бессмертием. Притча о живом мертвеце. Мощная история, которая читается залпом.
Ольга Чумичева
Национальный бестселлер — 2022
Об авторе:
фото с сайта |
Издательство:
Саша Филипенко, в отличие от Владимира Гатова, наш постоянный автор, «Время» издало пять его книг. Начал он остроактуальным, в чем-то автобиографическим «Бывшим сыном», но вот уже второй его роман базируется на архивных документах. И «Бывший сын», и прошлогодний «Красный крест» переведены уже на двенадцать языков. Думаю, что похожая судьба ожидает и «Кремулятор», который выйдет у нас в марте. В основе романа — фантастическая, но совершенно реальная судьба директора первого в СССР крематория в Донском некрополе.
«Время» выпустит книгу... // Российская газета. - 2022. - 9 января.
Комментарии
Отправить комментарий