Коренева О. Это ты, Лиля? : мини-экстрим роман // Москва. - 2021. - № 10. - С. 156-189.
Читать на сайте журнала
Цитата:
А потом Вика отправила малышку вместе с мамой в Калинин. Ведь Лиля то и дело орала, мешала работать, спать, жить с мужем. Материнский инстинкт у молодой мамы еще не проснулся. Она-то думала, что будет как в кино: ребенок-кукленок, поиграла с ним, покормила, и он уснул. Спит и не беспокоит. А у маленькой Лили все сильно болело — и живот, и туго спеленутое, перетянутое тельце, трудно было дышать, чесался нос, глаза, вся кожа, а руки ведь затянуты пеленкой, не шевельнуться никак! Жутко, мучительно, страшно! И она орала что есть мочи, чтобы ее развернули, освободили бы наконец! Но никто не понимал ее страданий. Потом она привыкла и впала в сонливое безразличие. Ее кормили, мыли, пихали в рот соску, и она засыпала. Шло время. И вдруг однажды она оказалась свободной, без тугих тряпок, в распашонке и ползунках. Она села в кроватке, осмотрелась. В комнате пусто. На стене большой ковер. Плотный, коричневый, с каким-то непонятным узором. Ей стало страшно. В ковровом этом рисунке чудились странные, пугающие существа! Она дико заорала. Тут дверь распахнулась, и в комнату вошла тетя Надя.
Рецензия:
…Коренева пишет о нравственных проблемах семьи, но не навязывает читателю поучения. Скорее она воспроизводит безысходную или патовую ситуацию, где нет виноватых и одновременно – все виноваты.
В экстремальном романе Кореневой натуралистически жёстко показаны родовые муки, в которых главную героиню рождает её мать. В ужасной обстановке страданий матери девочка рождается в ужасный мир.
Её родители – люди творческие, писатели-родители, как горделиво свидетельствует мать девочки, и заниматься собственным ребёнком они попросту не хотят. У них одна цель: сделать так, чтобы ребёнок не мешал их литературным занятиям, а также их бесконечным развлечениям. Родители пытаются спихнуть ребёнка на бабушку, и действительно у девочки связываются с бабушкой тёплые чувства. (В романе с редким художественным остроумием показан мир бабушки как психологическое убежище, куда скрывается дочь от морально чёрствых родителей). Однако, в конце концов, бабушка героини резонно заявляет, что девочка должна жить с теми, кто её непосредственно родил.
Однако для ребёнка жизнь с плохим отцом и плохой матерью – это сущий ад. Семейный ад талантливо и многогранно показан в романе. Автор очень колоритно воспроизводит реплики матери, в которых мать выражает лишь одно: желание, чтобы дочь ей не надоедала и решала свои проблемы самостоятельно.
Негативная атмосфера семьи, в которой на своё горе растёт девочка, усиливаются гулякой-отцом. Коренева психологически точно и художественно остроумно показывает, как муж немного заискивает, едва ли не лебезит перед женой, но своё несколько ущемлённое положение в семье как бы восполняет постоянными изменами – в форме измен он как бы отыгрывается... К тому же он весьма женолюбив.
В результате в семье создаётся обстановка тотальной лжи, жертвой которой становится и девочка. Родители волей-неволей ставят в ложную ситуацию не только друг друга, но и её...
С редким авторским мастерством Коренева выстраивает систему персонажей. Второстепенные персонажи – например, школьная подруга девочки или богемные знакомые её родителей-писателей – все они играют в произведении не самодовлеющую роль, но являются в романе так, чтобы косвенно выявить весь тягостный абсурд взаимоотношений девочки с её горе родителями. Единственный, кто немного выпадает из авторской системы персонажей, – это брат девочки. Его действия и переживания в романе почти не показаны – и не совсем понятно, зачем он существует, – разумеется, не как человек, а как персонаж. Все остальные персонажи, вплоть до третьестепенных, на месте.
Писательская мудрость Ольги Кореневой заключается в том, что, воспроизводя семейный ад маленького ребёнка, она ни в коем случае не морализирует, но показывает, что родителей тоже можно понять. Что делать, если они насквозь богемные люди? Куда деваться, если искусство их интересует больше, чем собственная дочь? В романе глубоко присутствует и своего рода этический парадокс: он и она – люди легкомысленные, но без них на свет не появилась бы и девочка, героиня рассказа. А значит, девочка должна быть благодарна своим папе и маме, при всём том, что она вытерпела, пребывая в родительском доме.
При всей, казалось бы, политической нейтральности произведения, в нём косвенно присутствует та политическая анафема 90-ым годам, которая вообще не чужда авторам, публикуемым в "Москве". Девочка, героиня Кореневой, вырастает, и куда же ей пойти как не в ЦДЛ? Ведь с Центральным Домом литераторов так или иначе была сопряжена вся обстановка её воспитания и жизни в родительском доме! Так вот, успев повзрослеть, со временем понять и простить родителей, умудрённая горьким опытом жизни девочка (или уже не девочка вовсе) приходит в упомянутое святилище муз. Попутно автор мини-романа (не вступая в противоречие с реальными фактами) упоминает о том, что легендарный ресторан Дома литераторов успешно захватили некие дельцы, тогда как романтикам-литераторам досталась лишь скромная забегаловка по соседству, где всё равно цены взвинчены. Ныне всюду бизнес, – досадливо констатирует Коренева.
Её авторская ремарка по поводу ЦДЛ талантливо увязана с созданной ею негативной картиной семьи. В данном случае, родителям, совершенно равнодушным к своему ребёнку, косвенно уподобляется постсоветская Россия, где всё решают холодные цифры, где только бизнес – и ничего личного!
Читать на сайте журнала
Цитата:
А потом Вика отправила малышку вместе с мамой в Калинин. Ведь Лиля то и дело орала, мешала работать, спать, жить с мужем. Материнский инстинкт у молодой мамы еще не проснулся. Она-то думала, что будет как в кино: ребенок-кукленок, поиграла с ним, покормила, и он уснул. Спит и не беспокоит. А у маленькой Лили все сильно болело — и живот, и туго спеленутое, перетянутое тельце, трудно было дышать, чесался нос, глаза, вся кожа, а руки ведь затянуты пеленкой, не шевельнуться никак! Жутко, мучительно, страшно! И она орала что есть мочи, чтобы ее развернули, освободили бы наконец! Но никто не понимал ее страданий. Потом она привыкла и впала в сонливое безразличие. Ее кормили, мыли, пихали в рот соску, и она засыпала. Шло время. И вдруг однажды она оказалась свободной, без тугих тряпок, в распашонке и ползунках. Она села в кроватке, осмотрелась. В комнате пусто. На стене большой ковер. Плотный, коричневый, с каким-то непонятным узором. Ей стало страшно. В ковровом этом рисунке чудились странные, пугающие существа! Она дико заорала. Тут дверь распахнулась, и в комнату вошла тетя Надя.
Рецензия:
…Коренева пишет о нравственных проблемах семьи, но не навязывает читателю поучения. Скорее она воспроизводит безысходную или патовую ситуацию, где нет виноватых и одновременно – все виноваты.
В экстремальном романе Кореневой натуралистически жёстко показаны родовые муки, в которых главную героиню рождает её мать. В ужасной обстановке страданий матери девочка рождается в ужасный мир.
Её родители – люди творческие, писатели-родители, как горделиво свидетельствует мать девочки, и заниматься собственным ребёнком они попросту не хотят. У них одна цель: сделать так, чтобы ребёнок не мешал их литературным занятиям, а также их бесконечным развлечениям. Родители пытаются спихнуть ребёнка на бабушку, и действительно у девочки связываются с бабушкой тёплые чувства. (В романе с редким художественным остроумием показан мир бабушки как психологическое убежище, куда скрывается дочь от морально чёрствых родителей). Однако, в конце концов, бабушка героини резонно заявляет, что девочка должна жить с теми, кто её непосредственно родил.
Однако для ребёнка жизнь с плохим отцом и плохой матерью – это сущий ад. Семейный ад талантливо и многогранно показан в романе. Автор очень колоритно воспроизводит реплики матери, в которых мать выражает лишь одно: желание, чтобы дочь ей не надоедала и решала свои проблемы самостоятельно.
Негативная атмосфера семьи, в которой на своё горе растёт девочка, усиливаются гулякой-отцом. Коренева психологически точно и художественно остроумно показывает, как муж немного заискивает, едва ли не лебезит перед женой, но своё несколько ущемлённое положение в семье как бы восполняет постоянными изменами – в форме измен он как бы отыгрывается... К тому же он весьма женолюбив.
В результате в семье создаётся обстановка тотальной лжи, жертвой которой становится и девочка. Родители волей-неволей ставят в ложную ситуацию не только друг друга, но и её...
С редким авторским мастерством Коренева выстраивает систему персонажей. Второстепенные персонажи – например, школьная подруга девочки или богемные знакомые её родителей-писателей – все они играют в произведении не самодовлеющую роль, но являются в романе так, чтобы косвенно выявить весь тягостный абсурд взаимоотношений девочки с её горе родителями. Единственный, кто немного выпадает из авторской системы персонажей, – это брат девочки. Его действия и переживания в романе почти не показаны – и не совсем понятно, зачем он существует, – разумеется, не как человек, а как персонаж. Все остальные персонажи, вплоть до третьестепенных, на месте.
Писательская мудрость Ольги Кореневой заключается в том, что, воспроизводя семейный ад маленького ребёнка, она ни в коем случае не морализирует, но показывает, что родителей тоже можно понять. Что делать, если они насквозь богемные люди? Куда деваться, если искусство их интересует больше, чем собственная дочь? В романе глубоко присутствует и своего рода этический парадокс: он и она – люди легкомысленные, но без них на свет не появилась бы и девочка, героиня рассказа. А значит, девочка должна быть благодарна своим папе и маме, при всём том, что она вытерпела, пребывая в родительском доме.
При всей, казалось бы, политической нейтральности произведения, в нём косвенно присутствует та политическая анафема 90-ым годам, которая вообще не чужда авторам, публикуемым в "Москве". Девочка, героиня Кореневой, вырастает, и куда же ей пойти как не в ЦДЛ? Ведь с Центральным Домом литераторов так или иначе была сопряжена вся обстановка её воспитания и жизни в родительском доме! Так вот, успев повзрослеть, со временем понять и простить родителей, умудрённая горьким опытом жизни девочка (или уже не девочка вовсе) приходит в упомянутое святилище муз. Попутно автор мини-романа (не вступая в противоречие с реальными фактами) упоминает о том, что легендарный ресторан Дома литераторов успешно захватили некие дельцы, тогда как романтикам-литераторам досталась лишь скромная забегаловка по соседству, где всё равно цены взвинчены. Ныне всюду бизнес, – досадливо констатирует Коренева.
Её авторская ремарка по поводу ЦДЛ талантливо увязана с созданной ею негативной картиной семьи. В данном случае, родителям, совершенно равнодушным к своему ребёнку, косвенно уподобляется постсоветская Россия, где всё решают холодные цифры, где только бизнес – и ничего личного!
Об авторе:
Ольга Александровна Коренева родилась в Москве, в творческой семье. Окончила Литературный институт имени А.М. Горького. Прозаик, поэт, журналист. Работала корректором, машинисткой, диспетчером, рецензентом, референтом, корреспондентом. Автор книги "Белая ласточка" (1982), сборников "Предчувствие чудес", "Нашептанное счастье", "Не грусти, гад ползучий" (1994), экстремальных мемуаров "Интимный портрет дождя" (2000), романа "Капкан на тень луны" (2004) и др. Имеет ряд наград (медали и дипломы) за творчество, иногда выступала на поэтических вечерах. Член Союза писателей России. Живет в Москве.
Фото с сайта |
С сайта журнала "Москва"
Комментарии
Отправить комментарий