К основному контенту

Ольга Коренева. Это ты, Лиля?

Коренева О. Это ты, Лиля?
: мини-экстрим роман // Москва. - 2021. - № 10. - С. 156-189.
Читать на сайте журнала
Цитата:
А потом Вика отправила малышку вместе с мамой в Калинин. Ведь Лиля то и дело орала, мешала работать, спать, жить с мужем. Материнский инстинкт у молодой мамы еще не проснулся. Она-то думала, что будет как в кино: ребенок-кукленок, поиграла с ним, покормила, и он уснул. Спит и не беспокоит. А у маленькой Лили все сильно болело — и живот, и туго спеленутое, перетянутое тельце, трудно было дышать, чесался нос, глаза, вся кожа, а руки ведь затянуты пеленкой, не шевельнуться никак! Жутко, мучительно, страшно! И она орала что есть мочи, чтобы ее развернули, освободили бы наконец! Но никто не понимал ее страданий. Потом она привыкла и впала в сонливое безразличие. Ее кормили, мыли, пихали в рот соску, и она засыпала. Шло время. И вдруг однажды она оказалась свободной, без тугих тряпок, в распашонке и ползунках. Она села в кроватке, осмотрелась. В комнате пусто. На стене большой ковер. Плотный, коричневый, с каким-то непонятным узором. Ей стало страшно. В ковровом этом рисунке чудились странные, пугающие существа! Она дико заорала. Тут дверь распахнулась, и в комнату вошла тетя Надя.
Рецензия:
…Коренева пишет о нравственных проблемах семьи, но не навязывает читателю поучения. Скорее она воспроизводит безысходную или патовую ситуацию, где нет виноватых и одновременно – все виноваты.
В экстремальном романе Кореневой натуралистически жёстко показаны родовые муки, в которых главную героиню рождает её мать. В ужасной обстановке страданий матери девочка рождается в ужасный мир.
Её родители – люди творческие, писатели-родители, как горделиво свидетельствует мать девочки, и заниматься собственным ребёнком они попросту не хотят. У них одна цель: сделать так, чтобы ребёнок не мешал их литературным занятиям, а также их бесконечным развлечениям. Родители пытаются спихнуть ребёнка на бабушку, и действительно у девочки связываются с бабушкой тёплые чувства. (В романе с редким художественным остроумием показан мир бабушки как психологическое убежище, куда скрывается дочь от морально чёрствых родителей). Однако, в конце концов, бабушка героини резонно заявляет, что девочка должна жить с теми, кто её непосредственно родил.
Однако для ребёнка жизнь с плохим отцом и плохой матерью – это сущий ад. Семейный ад талантливо и многогранно показан в романе. Автор очень колоритно воспроизводит реплики матери, в которых мать выражает лишь одно: желание, чтобы дочь ей не надоедала и решала свои проблемы самостоятельно.
Негативная атмосфера семьи, в которой на своё горе растёт девочка, усиливаются гулякой-отцом. Коренева психологически точно и художественно остроумно показывает, как муж немного заискивает, едва ли не лебезит перед женой, но своё несколько ущемлённое положение в семье как бы восполняет постоянными изменами – в форме измен он как бы отыгрывается... К тому же он весьма женолюбив.
В результате в семье создаётся обстановка тотальной лжи, жертвой которой становится и девочка. Родители волей-неволей ставят в ложную ситуацию не только друг друга, но и её...
С редким авторским мастерством Коренева выстраивает систему персонажей. Второстепенные персонажи – например, школьная подруга девочки или богемные знакомые её родителей-писателей – все они играют в произведении не самодовлеющую роль, но являются в романе так, чтобы косвенно выявить весь тягостный абсурд взаимоотношений девочки с её горе родителями. Единственный, кто немного выпадает из авторской системы персонажей, – это брат девочки. Его действия и переживания в романе почти не показаны – и не совсем понятно, зачем он существует, – разумеется, не как человек, а как персонаж. Все остальные персонажи, вплоть до третьестепенных, на месте.
Писательская мудрость Ольги Кореневой заключается в том, что, воспроизводя семейный ад маленького ребёнка, она ни в коем случае не морализирует, но показывает, что родителей тоже можно понять. Что делать, если они насквозь богемные люди? Куда деваться, если искусство их интересует больше, чем собственная дочь? В романе глубоко присутствует и своего рода этический парадокс: он и она – люди легкомысленные, но без них на свет не появилась бы и девочка, героиня рассказа. А значит, девочка должна быть благодарна своим папе и маме, при всём том, что она вытерпела, пребывая в родительском доме.
При всей, казалось бы, политической нейтральности произведения, в нём косвенно присутствует та политическая анафема 90-ым годам, которая вообще не чужда авторам, публикуемым в "Москве". Девочка, героиня Кореневой, вырастает, и куда же ей пойти как не в ЦДЛ? Ведь с Центральным Домом литераторов так или иначе была сопряжена вся обстановка её воспитания и жизни в родительском доме! Так вот, успев повзрослеть, со временем понять и простить родителей, умудрённая горьким опытом жизни девочка (или уже не девочка вовсе) приходит в упомянутое святилище муз. Попутно автор мини-романа (не вступая в противоречие с реальными фактами) упоминает о том, что легендарный ресторан Дома литераторов успешно захватили некие дельцы, тогда как романтикам-литераторам досталась лишь скромная забегаловка по соседству, где всё равно цены взвинчены. Ныне всюду бизнес, – досадливо констатирует Коренева.
Её авторская ремарка по поводу ЦДЛ талантливо увязана с созданной ею негативной картиной семьи. В данном случае, родителям, совершенно равнодушным к своему ребёнку, косвенно уподобляется постсоветская Россия, где всё решают холодные цифры, где только бизнес – и ничего личного!
Об авторе:
Фото с сайта
Ольга Александровна Коренева родилась в Москве, в творческой семье. Окончила Литературный инс­титут имени А.М. Горького. Прозаик, поэт, журналист. Работала корректором, маши­нисткой, диспетчером, рецензентом, референтом, корреспондентом. Автор книги "Белая ласточка" (1982), сборников "Предчувствие чу­дес", "Нашептанное счастье", "Не грусти, гад ползучий" (1994), экстремальных мемуаров "Интимный портрет дождя" (2000), романа "Капкан на тень луны" (2004) и др. Имеет ряд наград (медали и дип­ломы) за творчество, иногда выступала на поэтических вечерах. Член Союза писателей России. Живет в Москве.
С сайта журнала "Москва"

 


 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Владимир Медведев. Заххок

Медведев В. Заххок : роман / Владимир Медведев // Дружба народов. - 2015. - № 3-4. Читать : начало , окончание . Анонс: Фон романа Владимира Медведева "Заххок" — гражданская война в Таджикистане, один из самых кровавых конфликтов на территории бывшего СССР. Драматические события разворачиваются в глухом горном ущелье на рубеже с Афганистаном. Здесь, в экстремальных жизненных условиях с предельной четкостью проступают все границы. Между жизнью и смертью. Меж добром и злом. Реальным и воображаемым. Властью и поддаными. Городом и деревней. Человеком и природой. Женщинами и мужчинами. Молодыми и старыми. Живыми и мертвыми. Своими и Чужими. Анонсы журнала "Дружба народов" Рецензии: О событиях двадцатилетней давности в Таджикистане — роман Владимира Медведева "Заххок", где главный герой — человек, увидевший иной ракурс жизни. Он пытается понять других людей, не потерять почву под ногами и найти поддержку. Во времена кровопролитной гражданской вой

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8. Читать на сайте журнала "Новый мир" . Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года. В анонсе номера: Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории.  Анонс 8-го номера журнала «Новый мир» Автор: Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине. Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мир

Александр Мелихов. И нет им воздаяния

Александр Мелихов. И нет им воздаяния :  роман // Новый мир. - 2012. - № 2, 3. Читать в Журнальном зале": начало ,  окончание . Купить в редакции. В анонсе номера:  Роман, внутренний сюжет которого можно было бы назвать сюжетом Гамлета сегодня: повествователь, понуждаемый духом умершего отца, пытается найти и покарать тех, кто сломал отцу жизнь. Однако то, что сравнительно легко – пусть и с трагическими последствиями - далось его датскому предшественнику, оказывается неимоверно сложной задачей в условиях русского ХХ века, где не всегда просто отделить в поступках людей их злую волю от воли внешних обстоятельств, от силовых полей русской истории; ситуация, усложненная в романе еще противоречивым комплексом “еврейской темы” в сознании наших современников. Анонс №2, Февраль 2012 год Автор о романе: Сейчас вся дилогия выходит в издательстве «АСТ» под общим названием «Тень отца». Но пока тянулась положенная издательская процедура, я закончил последнюю часть трилогии «И