Проханов А. ЦДЛ : роман (ознакомительная версия) // Наш современник. – 2021. – №№ 2–3.
Цитата:
Обеденные стены дубового зала были коричневые, пропитанные табаками курильщиков, запахами кофейных зёрен, дымком жареного мяса, ароматами вкусных вин. Отломи ломтик дубовой доски, кинь в кипяток, и вода станет темнеть, как в чашечке кофе. Пей, смакуя, маленькими глотками, вкушай, дожидаясь, когда появятся галлюцинации. Тебе вдруг явится Максим Горький, похожий на моржа, с вишнёвой трубкой, только что провозгласивший мистическое учение Соцреализма. Исаак Бабаль, испивший славу своей слёзной и кровавой "Конармии". Александр Фадеев вернулся из Кремля и нащупывает в рукописях холодное тельце пистолета. Константин Симонов, щеголеватый, с обольстительными усиками, льёт вино в бокал очередной красавицы...
Автор:
Рецензии:
Но, конечно, самая главная загадка — для чего Проханов вообще этот роман писал? Зачем эта метакнига, рекомпиляция уже сказанного и отрефлексированного? Версия оптимиста: перед нами просто масштабный приквел к выходу на следующую орбиту, к новому циклу книг, возможно, наконец-то эпосу не о пепле поражения, а о восходящих на руинах ростках сопротивления. Первым из которых стала газета «День», о явлении которой нам уже обещан следующий роман, (хроно)логическое продолжение «ЦДЛ».
К счастью, не все пророчества в романах Александра Андреевича сбываются, да и хотелось бы, чтобы его врагам ещё долгое время не пришлось бы ликовать. «Врагов имеет в мире всяк, / Но от друзей спаси нас, боже!», как утверждал в уже далёком прошлом незабвенный Александр Сергеевич. Но об этом позже. А вот процитированные выше строки стихотворения Александра Проханова вполне можно было бы взять в качестве эпиграфа к роману «ЦДЛ». <...>
Итак, ЦДЛ. Перед читателями сменяются яркие картины калейдоскопа писателей, критиков, директора ЦДЛ, официанток Дубового зала, бара. Александр Проханов часто в своих романах некоторых персонажей называет собственными именами, другим даёт имена и фамилии чуть-чуть отличающиеся от известных деятелей, которые легко узнаваемы, третьим присваивает ФИО, ничего общего не имеющего с действительными, но награждает своего героя или героиню чертами, характерными для прототипа, так что «посвящённые» многих узнают без сомнения, а порой и самих себя.
Анализировать роман Проханова непросто – слишком сильным оказывается эмоциональное воздействие на читателя, и в этом он верен себе уже много лет, на протяжении многих романов. Но ни к одному из прошлых романов не надо подбирать столько ключей, чтобы погрузиться во все оттенки сокровенного смысла. Скажу вещь неожиданную: для меня Проханов близок к Бальзаку. Конечно, не по стилю, не по повадке, а по беспримерной воле создавать из романов огромный пазл человеческой трагедии, трагедии борьбы добра со злом, где зло исходно в мире, а добро и справедливость необходимо завоёвывать неимоверными усилиями. Центр этих усилий – герой Проханова. Множась на разные персонажи, то впитывая черты личной биографии, то растворяя их в сюжетных перипетиях, он переходит из текста в текст, и такой герой, с чертами богатыря, но и склонный к рефлексии (объём образа способен вобрать контрастные дискурсы), без всякого сомнения, уникален в актуальном литературном ландшафте.
Этот роман для тех, кто по-настоящему любит русскую жизнь, интересуется во всех деталях бытованием интеллигенции, политиков, военной элиты. Но тем не менее это никак не ЖЗЛ, не нон-фикшн, и уж точно роман не о ЦДЛ, хотя в нём происходит много ключевых сцен. Пожалуй, в этих рассуждениях можно найти первый и главный ключ к пониманию романа Проханова. Это роман-символ, где один большой скрепляющий символический контур содержит в себе много других, и все они вместе создают композиционное целое.
О многих событиях, изложенных в романе, можно прочитать в личной колонке Проханова в его газете «Завтра», и я постоянно узнавал знакомые истории, дивясь, как хорошо они вложены в художественный текст. Однако «ЦДЛ» всё же не документ, это поле битвы (или воссоединения) образов, от диких животных на Русском Севере до света фар проезжающего автомобиля, скачущего по телу новообретённой любимой девушки. От раздухарившегося от алкоголя и неловко прыгающего в бассейн будущего гэкачеписта до спокойного, возвышающегося в своём достоинстве писателя Бондарева, руководящего обороной Союза писателей от мнимой атаки писателей-либералов. В пространстве романа, преимущественно умещённом в абстрактное перестроечное время, стремительно выходящее на 1991-й год, встречаются как герои, имевшие реальные прототипы, так и люди, прямо названные по именам, в том числе те, кто ко времени действия в реальности уже скончался (например, Юрий Трифонов и Николай Рубцов). «ЦДЛ», следуя словам автора, плывёт, как корабль, и в нём сталкиваются не два и не три идейных и временных пласта, звучат разговоры о последнем русском царе, о Сталине (и люди, знакомые лишь с вульгарным пересказом взглядов автора как сталиниста, очень удивятся) и Ельцине. О государстве и народе, русском пути и русских проклятьях. Собственно, вопросах, на которые, если верить автору (а я — верю), пытался и должен был пытаться ответить настоящий русский писатель.
Об авторе:
Фото из Википедии |
С 1970 года работал корреспондентом "Литературной газеты" в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. В 1972 году становится членом Союза писателей СССР. С начала 1980-х начинает работать в жанре военно-политического роман. С 1985 ‑ секретарь Союза писателей РСФСР. С 1986 года активно публикуется в журналах "Молодая гвардия", "Наш современник", а также в "Литературной газете". С 1989 по 1991 год главный редактор журнала "Советская литература", выходившего на 9 языках и распространявшегося более чем в 100 странах мира.
В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», а в ноябре 1993 года регистрирует новую газету — «Завтра».
Проханов имеет награды: Орден "Знак Почета", Орден Трудового Красного знамени, Орден Дружбы народов, Отличительный знак ‑ крест " За службу на Кавказе".
Лауреат премий: Ленинского комсомола (1982) — за роман «Дерево в центре Кабула», «Национальный бестселлер» (2002) ‑ за роман «Господин Гексоген».
Проханов А.А. ЦДЛ. Оплавленный янтарь. — М.: Вече, 2021. — 384 с.
Роман Александра Проханова «ЦДЛ» рассказывает о сокровенном ковчеге — о Центральном доме литераторов, который плыл по каменным волнам московского океана и принимал на свой борт всех, кто нырял в бушующее море последних лет СССР. ЦДЛ был солнечным сплетением советской культуры, где в Дубовом зале сходились русские патриоты, «прорабы перестройки», утончённые лирики, составившие славу русской поэзии, громоподобные витии, завораживающие своими стихами переполненные стадионы. В ЦДЛ вершились не только судьбы литературы, но и судьбы страны, ибо в ту пору литература была идеологической основой, на которой держалось государство.
Писатель Куравлёв, в котором легко узнаётся сам Проханов, проходит испытание писательской славой, писательским разочарованием, изменой друзей, лукавой ненавистью врагов. Он становится свидетелем тайных процессов, которые привели к взрыву ГКЧП, а позднее и погубили страну. В конце романа по замыслу писателя ЦДЛ сгорает. Нет, не сгорел Дубовый зал, не сгорели стойки бара. Но сгорел тот волшебный ковчег, который больше никогда не всплывёт среди бушующих вод истории.
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий