Лепещенко А. Владимир Необходимович : повесть // Нева. - 2021. - № 2. - С. 139 - 170.
Читать в Журнальном зале.
Анонс:
Это – история о том, что «если мир театр – то это театр абсурда». А главный герой – «один из тех простодушных, которые вызывают ужас и возмущают общество, потому что не принимают правил его игры». Повесть, рассказывающая о современной школе и об учителе, которого нам всем сегодня не хватает, – это лишь первая часть одноименного романа «Владимир Необходимович». Новый роман Александра Лепещенко состоит из пяти таких частей. Следите за публикациями «Невы» – произведение волгоградского прозаика будет опубликовано сначала в журнальном варианте и только затем отдельной книгой.
Цитата:
Читать в Журнальном зале.
Анонс:
Это – история о том, что «если мир театр – то это театр абсурда». А главный герой – «один из тех простодушных, которые вызывают ужас и возмущают общество, потому что не принимают правил его игры». Повесть, рассказывающая о современной школе и об учителе, которого нам всем сегодня не хватает, – это лишь первая часть одноименного романа «Владимир Необходимович». Новый роман Александра Лепещенко состоит из пяти таких частей. Следите за публикациями «Невы» – произведение волгоградского прозаика будет опубликовано сначала в журнальном варианте и только затем отдельной книгой.
Цитата:
А дальше было так... Владимир Необходимович не стал кричать в бочку, а предложил нам флешмоб... Э-э, многое множество розданных книжек следовало прочесть и обменять. Каждый, таким образом должен был вовлечься в мощные исторические водовороты Василия Яна, кругосветные путешествия Жюля Верна и опасные расследования Артура Конан Дойла, проникнуться фольклорными сказаниями Акутагавы и апокалиптическими предчувствиями Брэдбери (простите, грешу косноязычием), узреть личностные раздвоения Сти- венсона и подростковые метания Сэлинджера, почувствовать стирание граней между настоящим и прошлым, миром и войной, реальностью и фантазией, безумием и трезвостью Воннегута... И, конечно же, воспринять повседневные чудеса Габриэля Гарсиа Маркеса, нареченного индейцами племени вайуу Великим сказителем... Словом, это были те многие прочие, кого в школьную программу отродясь не включали... А еще мы должны были увидеть экранизации их романов, повестей и рассказов. И мы увидели. Потом, естественно, обсуждали, пуская свою мысль не страшась, что она споткнется или осечется. Замечу, заинтересовались даже никогда ничем не интересовавшиеся. Вот это был эффект! Теперь бы я назвал его синергетическим. Знаете, как Соколов этого добивался? Рассказы о писателях он иллюстрировал любопытными фактами... Ну, в общем, как-то вот так... Длился же соколовский флешмоб месяца полтора, не более. И Соколов добился своего - распалил наше воображение как следует. И только тогда обратился к школьной программе. В тот год нам предстояло... А лучше сказать, предстояли... «Герой нашего времени», «Мертвые души» и «Горе от ума».
Отзывы:
Говорю как читатель. Первое. Вы, бесспорно, вписываетесь в то новое направление литературы XXI века, которое можно, на мой взгляд, определить как нетрадиционный традиционизм (термин корявый, но суть ясна). Он мне нравится больше, чем альтернативная литература, которую связывают с именами Водолазкина, Прилепина, а я бы еще и с «Текстом» (не с «Метро») Д. Глуховского. Все это точно новое слово. Второе. Уже понятна моя общая оценка. Нужно, глубоко, интересно. Третье. Как литературоведу мне очень импонируют ваши историко-литературные экскурсы, которые органично связываются с миропониманием современного молодого человека. Очень понравилось все, что и как (очень важно) сказано о Печорине. Из своего опыта знаю, это единственный персонаж, который может увлечь мальчишек именно своей неординарностью. Но всегда было обидно, когда эту неординарность толковали примитивно, глупо, в контексте понятия «лишний человек».
Что хорошо: я просто читатель, поэтому мне понравились все дополнительные факты о писателях и поэтах, вкрапленные в текст, они делают стандартные портреты, висящие в кабинете литературы, живыми людьми, яркими, интересными, сомневающимися, ошибающимися, принимающими спорные решения, со своими достоинствами и слабостями. Мне понравился Соколов, он горит своим делом, как бы банально это не звучало, любит его, чувствует, живет и переживает за своих учеников, самая яркая и далеко не отстраненная фигура, еще в нем есть внутренний надлом, это считывается. Остальные герои тоже не плоские, хоть некоторых и трудно разглядеть за бесконечными цитатами повествователя Алексея Алексеевича о них.
О целостности: как это ни странно, несмотря на оставшиеся без ответа вопросы и совсем не второстепенные вопросы, целостность есть. Эта часть истории не о том, что случилось с девочками, не о том, кто убил Соколова и даже не о том, какое к этому имеет отношение Алексей Алексеевич и имеет ли. Это история о взрослении мальчика, о его совсем обычных переживаниях (отец, мама, влюбленность, спортивные достижения) и о его учителе, наверное, главном человеке в этот период, который повлиял на становление личности мальчика и даже на выбор его будущей профессии, и то, как заканчивается первая часть - Алексей Алексеевич ведет урок совершенно в духе Соколова, делает ее целостной».
Александр Анатольевич Лепещенко родился в 1977 г. в Волгограде. Окончил факультет журналистики Волгоградского государственного университета. Член Союза писателей России, член Союза журналистов России, главный редактор литературного журнала «Отчий край». Лауреат премии имени Виктора Канунникова (2008), лауреат Международного литературного форума «Золотой витязь» (2016 и 2018), лауреат Южно-Уральской международной литературной премии (2017), победитель Международного конкурса короткого рассказа «На пути к гармонии». Автор книг рассказов и повестей «Монополия», «Сороковой день» и романа о Ф. М. Достоевском «Смешные люди». Публиковался в литературных журналах «Московский вестник», «Нева», «Лиtеrraтура», «Приокские зори», «Истоки», «Волга ХХI век», «Образ», «Камертон», «Перископ» и др. Живет в Волгограде.
Отзывы:
Говорю как читатель. Первое. Вы, бесспорно, вписываетесь в то новое направление литературы XXI века, которое можно, на мой взгляд, определить как нетрадиционный традиционизм (термин корявый, но суть ясна). Он мне нравится больше, чем альтернативная литература, которую связывают с именами Водолазкина, Прилепина, а я бы еще и с «Текстом» (не с «Метро») Д. Глуховского. Все это точно новое слово. Второе. Уже понятна моя общая оценка. Нужно, глубоко, интересно. Третье. Как литературоведу мне очень импонируют ваши историко-литературные экскурсы, которые органично связываются с миропониманием современного молодого человека. Очень понравилось все, что и как (очень важно) сказано о Печорине. Из своего опыта знаю, это единственный персонаж, который может увлечь мальчишек именно своей неординарностью. Но всегда было обидно, когда эту неординарность толковали примитивно, глупо, в контексте понятия «лишний человек».
Лариса Жаравина, доктор филологических наук
В общем и целом, смущает, что из современных школьников так часто сыпятся цитаты. И ладно бы цитаты современных кумиров - рэперов, но вот классическая литература. Это ваш стиль, какие-то словечки и обороты, если принимать, что все это условность, то учитель вполне себе органичен в этом, а вот его ученики… И ещё. Поскольку опубликована пока только первая часть нового романа, то непонятно, зачем был нужен этот допрос? Обстоятельства смерти известны, как сказал следователь, я так понимаю, что ему все ясно было. По существу дела никаких вопросов следователь не задавал, представление о личности убитого можно составить по его дневнику, который так же есть в распоряжении следствия, так что совершенно не ясно, чего он приходил то? Зачем ему «психологический портрет»? По личному почину? Или он эдакий «Порфирий Петрович», любитель психологических загадок?Что хорошо: я просто читатель, поэтому мне понравились все дополнительные факты о писателях и поэтах, вкрапленные в текст, они делают стандартные портреты, висящие в кабинете литературы, живыми людьми, яркими, интересными, сомневающимися, ошибающимися, принимающими спорные решения, со своими достоинствами и слабостями. Мне понравился Соколов, он горит своим делом, как бы банально это не звучало, любит его, чувствует, живет и переживает за своих учеников, самая яркая и далеко не отстраненная фигура, еще в нем есть внутренний надлом, это считывается. Остальные герои тоже не плоские, хоть некоторых и трудно разглядеть за бесконечными цитатами повествователя Алексея Алексеевича о них.
О целостности: как это ни странно, несмотря на оставшиеся без ответа вопросы и совсем не второстепенные вопросы, целостность есть. Эта часть истории не о том, что случилось с девочками, не о том, кто убил Соколова и даже не о том, какое к этому имеет отношение Алексей Алексеевич и имеет ли. Это история о взрослении мальчика, о его совсем обычных переживаниях (отец, мама, влюбленность, спортивные достижения) и о его учителе, наверное, главном человеке в этот период, который повлиял на становление личности мальчика и даже на выбор его будущей профессии, и то, как заканчивается первая часть - Алексей Алексеевич ведет урок совершенно в духе Соколова, делает ее целостной».
Вероника Лефтар, библиотекарь
Об авторе:
Фото с сайта |
На сайте Союз писателей России
Комментарии
Отправить комментарий