К основному контенту

Олег Хафизов. Феодор

Хафизов О. Феодор : роман // Новый мир. – 2020. – № 8.
Роман Феодор является третьей частью серии произведений о Ф. И. Толстом-Американце, начатой книгой «Дикий американец» (Москва, 2007). Вторая часть серии «Дуэлист» была опубликована в журнале «Новый мир» (2019, № 12). Завершающая часть серии романов «Феодор» обладает чертами самостоятельного произведения.
Читать на сайте журнала «Новый мир».
В анонсе номера:
Читателю предлагается остросюжетный роман из жизни и – как бы – из литературы русского XIX века с «типичными» для нее персонажами и сюжетами: представители высшего света с графом Ф. И. Толстым в центре, авантюристы, карточные игроки, цыгане и так далее и, соответственно, – здесь же разного рода эпизоды карточных игр, прославивших графа, и связанных с ними трагедий, здесь развернутая в отдельное повествование история несостоявшейся дуэли Толстого-Американца с Пушкиным, ну и, разумеется, здесь же развернутые любовные истории из прошлой жизни. Но всё это написано современным писателем – роман Хафизова представляет собой своеобразную рефлексию мастера сегодняшней русской прозы над стилистикой русской литературы позапрошлого века; не изменяя своей, «хафизовской», повествовательной интонации, автор использует стилистики самых разных жанров – от спокойного вкусного «бытописательства», от романтической повести – до тогдашней литературной «готики» с появлением на страницах романа призраков и разного рода нечистой силы. И кстати, авторский взгляд в романе устремлен не только из XXI века в XIX, но и из прошлого в наше настоящее: оказавшись в сегодняшней Москве, герой не узнает ее: «– Где здесь Сивцев Вражек, братец? – спрашивает отец какого-то убогого оборванца в изодранных портах, но тот на беду оказывается срамной девкой – обритой наголо, унизанной кольцами и татуированной до синевы, как жители острова Нука-Гива. Вопроса она не слышит из-за пробок в
ушах».
Рецензия:
Ну, это (как и предыдущий «Дуэлист») – стилизационная игра с пластом русской дореалистической (точнее «добелИнской») литературы первой половины 30-х годов XIX века. Была у нас такая литература, которую уничтожил Белинский. Очень интересная литература, между прочим. Вельтман, Погорельский и т. д.
Начало игре именно с этим литературным пластом положил Булат Окуджава в «Бедном Авросимове, или Глотке свободы». У Хафизова, конечно, всё более профессионально, нежели у Окуджавы. И у Игоря Вишневецкого тоже было более профессионально. Окуджава только учился этой литпрактике, оттого он не всегда грамотно писал.
С другой стороны, социокультурную потребность окуджавского романа о Пестеле и Авросимове я понимаю (и она связана вовсе не с Прагой-68). А для чего писаны профессиональнейшие тексты Хафизова, я не вполне понимаю.
Но должен же быть и у нас свой Джон Диксон Карр (в «Пылай, огонь!» работавший примерно с той же исторической фактурой – но с британской а не российской). Акунин на Карра не тянет – Акунин осваивает более поздний исторический период. Но зато есть Хафизов.
Об авторе:
Фото: mk.tula.ru
Хафизов Олег Эсгатович — российский писатель, журналист.
Родился 13 марта 1959 года в Свердловске. Окончил Тульский педагогический институт. Прозаик, печатался в журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов» и других. Автор книг «Только сон» (Тула, 1998), «Дом боли» (Тула, 2000), «Дикий американец» (Москва, 2007), «Кукла наследника Какаяна» (Москва, 2008). Живет в Туле.
В январе этого года стал лауреатом XXI Всероссийской литературной премии имени Павла Бажова в номинации «Мастер. Проза» за повесть «Пещий отрок».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Александр Мелихов. И нет им воздаяния

Александр Мелихов. И нет им воздаяния :  роман // Новый мир. - 2012. - № 2, 3. Читать в Журнальном зале": начало ,  окончание . Купить в редакции. В анонсе номера:  Роман, внутренний сюжет которого можно было бы назвать сюжетом Гамлета сегодня: повествователь, понуждаемый духом умершего отца, пытается найти и покарать тех, кто сломал отцу жизнь. Однако то, что сравнительно легко – пусть и с трагическими последствиями - далось его датскому предшественнику, оказывается неимоверно сложной задачей в условиях русского ХХ века, где не всегда просто отделить в поступках людей их злую волю от воли внешних обстоятельств, от силовых полей русской истории; ситуация, усложненная в романе еще противоречивым комплексом “еврейской темы” в сознании наших современников. Анонс №2, Февраль 2012 год Автор о романе: Сейчас вся дилогия выходит в издательстве «АСТ» под общим названием «Тень отца». Но пока тянулась положенная издательская процедура, я закончил последнюю часть трилогии «И

Владимир Медведев. Заххок

Медведев В. Заххок : роман / Владимир Медведев // Дружба народов. - 2015. - № 3-4. Читать : начало , окончание . Анонс: Фон романа Владимира Медведева "Заххок" — гражданская война в Таджикистане, один из самых кровавых конфликтов на территории бывшего СССР. Драматические события разворачиваются в глухом горном ущелье на рубеже с Афганистаном. Здесь, в экстремальных жизненных условиях с предельной четкостью проступают все границы. Между жизнью и смертью. Меж добром и злом. Реальным и воображаемым. Властью и поддаными. Городом и деревней. Человеком и природой. Женщинами и мужчинами. Молодыми и старыми. Живыми и мертвыми. Своими и Чужими. Анонсы журнала "Дружба народов" Рецензии: О событиях двадцатилетней давности в Таджикистане — роман Владимира Медведева "Заххок", где главный герой — человек, увидевший иной ракурс жизни. Он пытается понять других людей, не потерять почву под ногами и найти поддержку. Во времена кровопролитной гражданской вой

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8. Читать на сайте журнала "Новый мир" . Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года. В анонсе номера: Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории.  Анонс 8-го номера журнала «Новый мир» Автор: Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине. Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мир