К основному контенту

Юрий Лунин. В окружающем мире.

Лунин Ю. В окружающем мире: рассказы // Москва. - 2019. - № 10.
Читать на сайте журнала
Цитаты:
Некоторые стихи были ему знакомы со школы, но тогда он читал их исключительно по долгу учебы. Теперь же он читал сам, для себя, и это было совсем другое. Он помнил, что раньше очень многое в этих стихах было ему непонятно. Он даже задавался тогда вопросом: зачем писать так сложно и странно, если можно сказать обо всем просто? Теперь он удивлялся тому, как это раньше стихи Пастернака, Мандельштама, Цветаевой могли казаться ему сложными, странными, заумными. Видимо, боль, с которой он познакомился в больнице, распахнула в его сердце какую-то тайную дверь, в которую сразу ворвалось понимание этих стихов.
И он не мог оторваться от них. Он читал их, забыв самого себя, читал так жадно, как если бы находился в пожизненном заключении и одними лишь этими стихами мог напомнить себе о том мучительно радостном и просторном мире, который потерял навсегда.

…Кладбище было ровесником леса, деревьев там росло много, и были они такие же высокие, как в самом лесу. Из-за этого кладбище называли лесным. А лес, примыкавший к нему, иногда называли кладбищенским.
Шагая по главной кладбищенской дороге, сын по привычке гулял глазами по именам и лицам на памятниках. Почему-то взгляд останавливался всегда на одних и тех же: Тихонов Тихон Флегонтович, Рабик Зинаида Львовна, Татихин Леонид Федорович... Сын узнавал их, как старых знакомых, но потом дома не смог бы припомнить ни одного имени.
Где-то в этой гуще крестов и ржавых оград затерялась могила его дедушки по отцу, могила отца, которого он видел только на фотографиях: дед умер, когда еще сам отец был ребенком. По многу раз за лето и осень отец ходил за грибами через это кладбище, но почти никогда не пользовался случаем зайти на дедову могилу. Он не считал, что кладбище — это место для общения с усопшими. Он всегда говорил, что общается со своим отцом, просто когда его вспоминает. Делать это можно где угодно, но чаще всего это происходит в лесу.
Рецензии:
В рассказе "Через кладбище", в отличие от остальных произведений о детстве у Лунина, происходит очеловечение идеала взрослого. Из капризного мальчишки главный герой превращается в юношу и понимает многообразие мира, его двойственность и загадочность, где сила может оказаться слабостью и наоборот… Отец не теряет героики, но из наставника превращается в друга. Кроме эгоистического ребячьего желания "вырасти об него", герой приобретает навык сопереживания, начинает видеть не только себя.
...И продолжает взрослеть.

...Рассказ "Три века русской поэзии" весь, от начала и до конца, пронизан лирическим трепетом и сиянием. Не преувеличением будет сказать, что это классический текст и, безусловно, лучший у Юрия Лунина.
"Три века русской поэзии" — рассказ об осознании поэтической природы мира. Семнадцатилетний парень попадает в больницу с аппендицитом и пропускает экзамены. На книжной полке он находит антологию русской поэзии. После ее прочтения что-то для него неумолимо меняется. Тем временем отец давит с поступлением, и юноша решает сбежать на денек, с велосипедом отправиться к реке. Тут и начинается череда случайных встреч, в результате которых молодой человек многое узнаёт о себе и о других.
И хотя на протяжении всего рассказа читателя не покидает ощущение легкости и "выдохнутости" этой вещи, сделана она математически точно. Антитеза руководит движением рассказа: встречи героя с людьми влекут за собой появление их антиподов, что дает возможность понять ценность предыдущего знакомства. Не зря после светлой, стеснительной девушки возникают вычурные, навязчивые мать и дочь: так парень узнаёт, чем сдержанная красота отличается от кичливой пошлости. Также не случайно рядом даны образы отца Андрея и работника при храме, бывшего зэка Матвейки. Антитезой является и изначальная оппозиция уже знакомого нам обывателя-отца и поэта-сына.
Рассказ "Через кладбище" завораживает музыкой прозы. Лунин рисует картину русской природы широкими мазками, фразы синтаксически построены так, что читатель словно качается на звуковых волнах авторской речи и речи героев. Центральная тема – отношения отца и сына – присутствует и в рассказе "Три века русской поэзии", но там она дана пунктирно, а здесь является главной. Кроме психологической точности в обрисовке взаимоотношений, есть ещё что-то мистическое, слишком личное для автора, но не субъективное, как иногда бывает. Тема эта постепенно становится своей и для читателя. И хотя название рассказа располагает к минорному восприятию, концовка заставляет вспомнить о пушкинской "светлой печали" …
Об авторе:
Фото с сайта
Юрий Игоревич Лунин родился в 1984 году в г. Партизанске Приморского края. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького.
Работает выпускающим редактором в звуковом журнале для слепых.
Прозу пишет с 17 лет. Публиковался в сборнике "Facultet", в литературных альманахах "5×5", "Тверской бульвар, 25", "Радуга", в журналах "Наш современник", "Волга", в интернет-журналах "Лиterraтура", "Молоко" и др.
Лауреат литературного конкурса "Facultet" (2009, 2010), российско-итальянской литературной премии для молодых авторов "Радуга" (2012), премии "Справедливой России" (2015), премии имени И.А. Гончарова (2017). Вошел в лонг-лист премии "Дебют" в номинации "малая проза" (2014).
Живет в деревне Следово Ногинского района Московской области.
С сайта журнала "Москва"

На сайте книжного интернет-магазина "Лабиринт"
Книга автора:
Лунин Ю. Святой день: рассказы. - М. : Интернациональный Союз писателей, 2017. - 210 с. (Серия: Современники и классики).
Аннотация:
В современной русской словесности Юрий Лунин не то чтобы стоит особняком, - каждый писатель отдельный, если он настоящий. Независимо от времени, места и языка. А настоящий писатель - это тот, кто обретает свою интонацию и пишет тексты, не подменяя слова идеями, а молчание - толкованиями идей. Лунин - такой писатель. А еще, когда он пишет слова и расставляет паузы, он старается услышать музыку - вот в этой самой, нашей с вами, его, ничьей - обыденности. Услышать и написать словами.

Спрашивайте в библиотеках!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Владимир Медведев. Заххок

Медведев В. Заххок : роман / Владимир Медведев // Дружба народов. - 2015. - № 3-4. Читать : начало , окончание . Анонс: Фон романа Владимира Медведева "Заххок" — гражданская война в Таджикистане, один из самых кровавых конфликтов на территории бывшего СССР. Драматические события разворачиваются в глухом горном ущелье на рубеже с Афганистаном. Здесь, в экстремальных жизненных условиях с предельной четкостью проступают все границы. Между жизнью и смертью. Меж добром и злом. Реальным и воображаемым. Властью и поддаными. Городом и деревней. Человеком и природой. Женщинами и мужчинами. Молодыми и старыми. Живыми и мертвыми. Своими и Чужими. Анонсы журнала "Дружба народов" Рецензии: О событиях двадцатилетней давности в Таджикистане — роман Владимира Медведева "Заххок", где главный герой — человек, увидевший иной ракурс жизни. Он пытается понять других людей, не потерять почву под ногами и найти поддержку. Во времена кровопролитной гражданской вой

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8. Читать на сайте журнала "Новый мир" . Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года. В анонсе номера: Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории.  Анонс 8-го номера журнала «Новый мир» Автор: Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине. Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мир

Александр Мелихов. И нет им воздаяния

Александр Мелихов. И нет им воздаяния :  роман // Новый мир. - 2012. - № 2, 3. Читать в Журнальном зале": начало ,  окончание . Купить в редакции. В анонсе номера:  Роман, внутренний сюжет которого можно было бы назвать сюжетом Гамлета сегодня: повествователь, понуждаемый духом умершего отца, пытается найти и покарать тех, кто сломал отцу жизнь. Однако то, что сравнительно легко – пусть и с трагическими последствиями - далось его датскому предшественнику, оказывается неимоверно сложной задачей в условиях русского ХХ века, где не всегда просто отделить в поступках людей их злую волю от воли внешних обстоятельств, от силовых полей русской истории; ситуация, усложненная в романе еще противоречивым комплексом “еврейской темы” в сознании наших современников. Анонс №2, Февраль 2012 год Автор о романе: Сейчас вся дилогия выходит в издательстве «АСТ» под общим названием «Тень отца». Но пока тянулась положенная издательская процедура, я закончил последнюю часть трилогии «И