Пономарев Б. Плюсквамфутурум, или Россия-2057 : роман // Нева. - 2018. - № 11. - С.7-104.
Читать на сайте журнала
Что-то неладное происходит в жизни героя. Не складываются учеба, карьера и личная жизнь. В этот сложный момент и происходит загадочная и пугающая встреча с Человеком в Черном, который предлагает герою романа совершить путешествие: "Я хочу предложить вам одно путешествие, — сказал он, чуть помедлив. — Если даже быть точнее, то целых два путешествия. В общем, я хочу предложить вам отправиться в Москву будущего. Если говорить детальнее, то я планирую переместить вас (разумеется, с вашего согласия) в будущее на сорок лет и четыре часа, в 31 октября 2057 года. К сожалению, путешествовать в Москву вам придется самостоятельно".
Читать на сайте журнала
Что-то неладное происходит в жизни героя. Не складываются учеба, карьера и личная жизнь. В этот сложный момент и происходит загадочная и пугающая встреча с Человеком в Черном, который предлагает герою романа совершить путешествие: "Я хочу предложить вам одно путешествие, — сказал он, чуть помедлив. — Если даже быть точнее, то целых два путешествия. В общем, я хочу предложить вам отправиться в Москву будущего. Если говорить детальнее, то я планирую переместить вас (разумеется, с вашего согласия) в будущее на сорок лет и четыре часа, в 31 октября 2057 года. К сожалению, путешествовать в Москву вам придется самостоятельно".
Цитата:
Неторопливым шагом я вышел к Манежной площади и замер от удивления. Кремль почти не изменился за прошедшие годы. Даже огромные спирали из колючей проволоки поверх стен не бросались в глаза. Куда как более заметным и удивительным был шестиметровый сухой ров, идущий вокруг Кремля и заполненный проволочными
заграждениями почти доверху. На углу, возле круглой башни, чье название я так и не мог вспомнить, стояла вышка. На ней, за маскировочной сеткой, виднелись фигуры часовых и что-то непонятное, напоминавшее станковый пулемет. Ступая по брусчатке мимо знака нулевого километра, я вышел на Красную площадь. Сухой ров уходил дальше, к Москве-реке. На месте мавзолея располагался серый бетонный дот. С его крыши в небо вздымались спаренные стволы малокалиберных зенитных пушек. Я стоял посередине Красной площади, греясь в лучах рыжего осеннего солнца. В десятке метров от меня, перед рвом, располагался невысокий, примерно по грудь, забор из колючей проволоки. Судя по небольшому искрению и легкому запаху озона (я с чувством ностальгии вспомнил, что в детстве точно так же пахло от телевизора), по нему шел ток. Небольшие таблички извещали, что проход категорически запрещен, а к нарушителю будет немедленно применено оружие.
Рецензии:
Заглавие говорящее. В его первой части – вымышленная категория времени, созданная автором по аналогии с реально существующим в немецком языке плюсквамперфектом – так называемым предпрошедшим временем. Этакое настоящее плюс. Метафорический реализм, как у Курчаткина. Вторая часть заглавия прозрачна полностью: герой попадает в Россию 2057 года. Человек в Черном предлагает молодому калининградцу, чья жизнь трещит по швам, перенестись почти на 40 лет вперед. Незамысловатый фантастический ход позволяет прозаику пуститься в рассуждения, какой станет наша страна, если существенная часть населения продолжит игнорировать выборы, если ямы на дорогах так и не начнут нормально заделывать и если давление «западных партнеров» в разы усилится...
заграждениями почти доверху. На углу, возле круглой башни, чье название я так и не мог вспомнить, стояла вышка. На ней, за маскировочной сеткой, виднелись фигуры часовых и что-то непонятное, напоминавшее станковый пулемет. Ступая по брусчатке мимо знака нулевого километра, я вышел на Красную площадь. Сухой ров уходил дальше, к Москве-реке. На месте мавзолея располагался серый бетонный дот. С его крыши в небо вздымались спаренные стволы малокалиберных зенитных пушек. Я стоял посередине Красной площади, греясь в лучах рыжего осеннего солнца. В десятке метров от меня, перед рвом, располагался невысокий, примерно по грудь, забор из колючей проволоки. Судя по небольшому искрению и легкому запаху озона (я с чувством ностальгии вспомнил, что в детстве точно так же пахло от телевизора), по нему шел ток. Небольшие таблички извещали, что проход категорически запрещен, а к нарушителю будет немедленно применено оружие.
Рецензии:
Заглавие говорящее. В его первой части – вымышленная категория времени, созданная автором по аналогии с реально существующим в немецком языке плюсквамперфектом – так называемым предпрошедшим временем. Этакое настоящее плюс. Метафорический реализм, как у Курчаткина. Вторая часть заглавия прозрачна полностью: герой попадает в Россию 2057 года. Человек в Черном предлагает молодому калининградцу, чья жизнь трещит по швам, перенестись почти на 40 лет вперед. Незамысловатый фантастический ход позволяет прозаику пуститься в рассуждения, какой станет наша страна, если существенная часть населения продолжит игнорировать выборы, если ямы на дорогах так и не начнут нормально заделывать и если давление «западных партнеров» в разы усилится...
Большинство наблюдений героя вызывают тревогу за будущее: чтобы в России-2057 выращивать картофель, необходимо получить лицензию, поезд из Калининграда в Москву идет через Литву с наглухо закрытыми ставнями на окнах, чтобы никто из пассажиров не смог сбежать, а за разговоры о недостатках такой жизни легко нарваться на крупный штраф. Реально существующие проблемы дня сегодняшнего писатель гиперболизирует, доводя до абсолюта: если ссориться, то со всем миром сразу.
Повествование ведется от первого лица: « …Наверху лестницы, в нескольких метрах от меня стоял очень высокий мужчина, одетый с головы до ног в одежду черного цвета… - Любому историку, - сказал Человек в Черном, чуть склонив голову, - впрочем, как и любому человеку, будет небесполезно заглянуть в будущее и посмотреть оттуда на свое настоящее….» Что из этого получилось, читаем журнал!!!Борис Александрович Пономарев родился в 1988 году в Калининграде. В 2005 году получил гран-при регионального литературного конкурса для детей и юношества «Янтарное перо». В 2018 году окончил Санкт-Петербургский институт культуры и искусств. Публиковался в разделе «Научная фантастика» журнала «Химия и жизнь» в 2015 и 2016 годах. Участник XVIII Форума молодых писателей России.
Рассказы Б.А. Пономарева в журнале "Самиздат"
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий