К основному контенту

Алексей Сальников. Опосредованно

Сальников А. Опосредованно : роман // Волга. - 2018. -  № 9-10. - С. 7-134.
Читать:
Анонс:
«Правая рука Лениного подельника была в гипсе. “Ты на лицо не смотри, – сразу же стал объяснять незнакомец, причем в голосе его было то покряхтывание, которое даже не близкой к делам насилия Лене указывало на то, что ее новому товарищу не только по голове настучали, но и намяли бока. – Оно к делу не относится. Это я просто с коллегами по цеху повздорил, скорыми на расправу”.
“А вот это, – он поднял гипсовую руку и пошевелил отекшими пальцами, – а вот это да. Это вот отчасти плата за наивность”. Лена не стала спрашивать, что случилось, потому что глупо было интересоваться. Незнакомец являл собой наглядное пособие, иллюстрирующее, что нельзя распространять стишки на чьей-то территории, нельзя вот так взять – и начать конкурировать с людьми, которые уже занимались стихосложением и распространением стишков в Екатеринбурге.

Автор:
...я недавно сдал в АСТ и «Волгу» свой дописанный третий роман и главного героя сделал поволжским немцем. И тут мы встречаемся с Гузель Яхиной — а у нее, блин, целая книжка про них. Бывают же такие удивительные пересечения.

О женщине, которая пишет стихи, скажем так. Получается, впервые появится главная героиня.

Надеюсь, название не изменят: он будет называться «Опосредованно». В «Волге» книга выйдет в октябрьском-ноябрьском выпуске. В АСТ — пока не знаю, как пойдет.
Писатель Сальников: «Современность в литературе — 
почти всегда магический реализм» 

Pioner Talks: Встреча с Алексеем Сальниковым
24 октября в книжном магазине Pioner Bookstore состоялась встреча с писателем Алексеем Сальниковым. Куратор литературной программы Пионера Сергей Сдобнов и редактор проекта «Полка» Лев Оборин обсудили с писателем две его опубликованные книги — «Петровы в гриппе и вокруг него» и «Отдел», а также журнальную публикацию нового романа «Опосредованно».
Что происходит с языком в постсоветской прозе? Как живут постсоветские персонажи в провинции? О чем новый роман Алексея Сальникова «Опосредованно», опубликованный пока только в журнале «Волга»?
Рецензии:
Роман написан в каком-то особом равномерном ритме, как стук колёс поезда, и простым, но не примитивным языком. Этот незамысловатый язык и придаёт провинциальный колорит произведению: действие в романе происходит частично в Нижнем Тагиле, частично в Екатеринбурге, начинаясь примерно на стыке 80-х и 90-х, когда главная героиня Елена - ещё школьница, и заканчиваясь нашим временем, когда главной героине уже за 40. Алексей Сальников мастер создавать всевозможную атмосферу в произведении: если в «Петровых…» у читателя создаётся ощущение ирреальности происходящего и какого-то наркоманского бреда, то здесь – уже некоторого камерного, местами даже кухонного, уюта, иногда напоминающего добрые советские фильмы. Хотя и здесь изредка появляется чувство ирреальности. Кроме этого, Сальникову отлично удаётся детализация. Читала недавно я двух зарубежных дамочек-любительниц деталей, именующих себя писательницами, но их увлечение детализацией выглядело излишним, утомляющим, раздражающим и служащим только для придания объёма книге или заполнения вакуума хоть чем-нибудь. У Сальникова же детали тонки, точны, ёмки и уместны. Создаётся впечатление, что он с самого раннего детства наблюдал и записывал, чтобы потом применять в своих книгах.
Gyta 
Честно — читается тяжело. Хотя написано вроде такими же простыми словами, как два других текста этого же автора; но в них было меньше лишнего. Третий роман больше похож на нулевой. То есть: второй роман, «Петровы», был короток и чист, и даже длинные описания рабочего места жены были стопроцентно на своем месте. Первый роман, «Отдел», был неоправданно длиннее, несколько расхлябанным, расплывшимся, несобранным. Вот по этой аналогии, «Опосредованно» будто был написан еще раньше их обоих.
С одной стороны, читать интересно: к чему придет героиня, и чем закончится книга как худож.произведение — по-прежнему очень хочется узнать. С другой, мы все чаще делаем много неочевидных остановок, и нам предлагается продолжить путь не по прямой, а сделав боольшой обход. Довольно резво закручиваясь как роман о творчестве как загадке, о странных отношениях героя с собственным даром, о незащищенности искусства, текст к середине становится роман-романычем о, если хотите, судьбе человека. Довольно ценные качества — наблюдательность, внимательность к деталям, умение сказать про обыденное так, чтобы звучало честно и не пошло — тут используются напропалую, будто у автора не шесть пуль в барабане, а неограниченный запас снарядов. Ощущение, что этих самых наблюдений подкопилось очень много — и все они, без разбора, стали частью текста. 
На последних ста страницах буйный пациент (то есть я, читатель) благодаря размеренному тексту как-то странно успокаивается; автору удается его убедить, что и вон то, и второе, и третье может быть в одной книге — и в одной жизни. Собственно, здесь именно про это и говорится; не то что в одном человеке совмещаются несовместимые вещи — а что любой человек и есть набор разных вещей, хотя бы (хотя бы) потому, что когда-то он был моложе и без детей, или потому, что кроме работы и дома у него всегда есть что-то еще (просто вы не знаете). 
И все равно, конечно, есть моменты, которые успокоиться не дают. То, что почти за каждым чихом героев следует страница разъяснения контекста этого чиха; или что, придумав всем персонажам свое лицо, автор, кажется, забыл про главную героиню, которая так и осталась смотрящей вокруг неморгающими глазами, принимающей всё и как-то пугающе безэмоциональной. Но вот мне на фейсбуке уже ответили, что роман все-таки выйдет книгой в начале 2019-го, надо думать, там многое будет поправлено.
Фото с сайта
Об авторе:
Алексей Сальников родился в 1978 году в Тарту. Публиковался в альманахе «Вавилон», журналах «Воздух», «Урал», «Уральская новь» и др., в двух выпусках антологии «Современная уральская поэзия». Автор трех поэтических сборников (последний – «Дневник снеговика»: New York, Ailuros Publishing, 2013).
Лауреат поэтической премии «ЛитератуРРентген» (2005) в главной номинации. Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» получил приз критического сообщества премии «НОС» и стал лауреатом премии «Национальный бестселлер»). Живет в Екатеринбурге.

Спрашивайте в библиотеках!

Популярные сообщения из этого блога

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8.
Читатьна сайте журнала "Новый мир". Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года. В анонсе номера:
Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории. 
Анонс 8-го номера журнала «Новый мир» Автор:
Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине.
Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мира, в том числе Индии и К…

Владимир Медведев. Заххок

Медведев В. Заххок : роман / Владимир Медведев // Дружба народов. - 2015. - № 3-4. Читать: начало, окончание.
Анонс: Фон романа Владимира Медведева "Заххок" — гражданская война в Таджикистане, один из самых кровавых конфликтов на территории бывшего СССР. Драматические события разворачиваются в глухом горном ущелье на рубеже с Афганистаном. Здесь, в экстремальных жизненных условиях с предельной четкостью проступают все границы. Между жизнью и смертью. Меж добром и злом. Реальным и воображаемым. Властью и поддаными. Городом и деревней. Человеком и природой. Женщинами и мужчинами. Молодыми и старыми. Живыми и мертвыми. Своими и Чужими.
Анонсы журнала "Дружба народов" Рецензии: О событиях двадцатилетней давности в Таджикистане — роман Владимира Медведева "Заххок", где главный герой — человек, увидевший иной ракурс жизни. Он пытается понять других людей, не потерять почву под ногами и найти поддержку. Во времена кровопролитной гражданской войны в маленьком рай…

Роман Сенчин. Дождь в Париже

Сенчин Р. Дождь в Париже : фрагмент романа // Нижний Новгород. - 2017.  - № 6. - С. 168-184;  Дружба народов. - 2017. - № 10. - С. 157-173; Наш современник. - 2017. - № 12. - С. 25-44. Читать: на сайте журнала "Наш современник" в "Журнальном зале" на сайте "Журнальный мир" Автор: Вещь называется «Дождь в Париже», но по содержанию она - о моём родном Кызыле, столице Тувы. Некоторые уже посмеялись над несоответствием названия и содержания… Это отчасти автобиографический текст. Несколько лет назад, осенью, я провёл в Париже четыре дня. Было два выступления на каком-то литературном мероприятии, а в остальное время я валялся в крошечном номере отеля. В голову лезли воспоминания о моём детстве, о юности, которые прошли в Кызыле. Я заставлял себя идти гулять по Парижу, но не мог. Тем более все четыре дня лил дождь, и я оправдывал свое лежание на кровати тем, что холодно и сыро…
Потом захотелось написать об этом казусе. Правда, я уехал из Кызыла в 93-м, в двадцать два …