Басыров М. Жэ-Зэ-эЛ : роман // Дружба народов. - 2016. - № 9. - С. 4-77.
Читать:
Потом он уехал в свое Житково, а я, пьяный, возвращался домой и думал об Арсении, о Сергееве, о себе, обо всех нас — таких сильных и таких слабых, таких романтичных и таких восторженных, опьяненных жизнью и раздавленных ею, смирившихся и не сдавших своих позиций. Я думал о сломанных крыльях Алика. Думал о Валере Сорине, у которого никогда их не было и не будет. И снова о Николае Сергееве, вцепившемся в инвалидную коляску, чтобы, не дай бог, не взлететь. И об Омаре, с детства боявшемся высоты, но все равно рвущемся в небо… Я думал обо всех своих друзьях, с которыми когда-то был так тесно связан, а сейчас даже не мог никому из них позвонить, словно они из живых людей превратились в персонажей одной большой книги, называемой Жизнью.
Читать:
Потом он уехал в свое Житково, а я, пьяный, возвращался домой и думал об Арсении, о Сергееве, о себе, обо всех нас — таких сильных и таких слабых, таких романтичных и таких восторженных, опьяненных жизнью и раздавленных ею, смирившихся и не сдавших своих позиций. Я думал о сломанных крыльях Алика. Думал о Валере Сорине, у которого никогда их не было и не будет. И снова о Николае Сергееве, вцепившемся в инвалидную коляску, чтобы, не дай бог, не взлететь. И об Омаре, с детства боявшемся высоты, но все равно рвущемся в небо… Я думал обо всех своих друзьях, с которыми когда-то был так тесно связан, а сейчас даже не мог никому из них позвонить, словно они из живых людей превратились в персонажей одной большой книги, называемой Жизнью.
Автор:
В сентябрьском номере журнала «Дружба народов», а позднее отдельной книгой выйдет небольшой роман «Жэ-Зэ-эЛ». Он, как и «Печатная машина», автобиографический, но в большей мере написан о моих друзьях, нежели обо мне самом. Этой вещью я хотел перевернуть жанр ЖЗЛ, рассказав о никому неизвестных писателях и поэтах – о той, образно говоря, подводной части айсберга, которая никогда не всплывает, но является основанием для блистающей верхушки. Их судьбы трагичны, их имена обделены вниманием и любовью, они неудачники, но это ничего не значит. В них горит тот же огонь, что и у тех, кто сияет под солнцем.
В сентябрьском номере журнала «Дружба народов», а позднее отдельной книгой выйдет небольшой роман «Жэ-Зэ-эЛ». Он, как и «Печатная машина», автобиографический, но в большей мере написан о моих друзьях, нежели обо мне самом. Этой вещью я хотел перевернуть жанр ЖЗЛ, рассказав о никому неизвестных писателях и поэтах – о той, образно говоря, подводной части айсберга, которая никогда не всплывает, но является основанием для блистающей верхушки. Их судьбы трагичны, их имена обделены вниманием и любовью, они неудачники, но это ничего не значит. В них горит тот же огонь, что и у тех, кто сияет под солнцем.
Анонс:
ЛЮДЕЙ НЕИНТЕРЕСНЫХ В МИРЕ НЕТ
Что такое «ЖЗЛ»? Правильно, «Жизнь замечательных людей», книжная серия. В каждой книге рассказывается о каком-нибудь известном человеке, прослеживаются перипетии его, как правило, непростой судьбы. А если человек не известен? Кроме как в своей компании? И известность не светит? Может, дело вообще не в известности? В силе сопротивления — року, судьбе, течению жизни? Или, наоборот, в смирении? Где он, критерий замечательности?.. Нет, совсем недаром молодой питерский писатель Марат БАСЫРОВ назвал свой роман именно так — «Жэ-Зэ-эЛ».
Что такое «ЖЗЛ»? Правильно, «Жизнь замечательных людей», книжная серия. В каждой книге рассказывается о каком-нибудь известном человеке, прослеживаются перипетии его, как правило, непростой судьбы. А если человек не известен? Кроме как в своей компании? И известность не светит? Может, дело вообще не в известности? В силе сопротивления — року, судьбе, течению жизни? Или, наоборот, в смирении? Где он, критерий замечательности?.. Нет, совсем недаром молодой питерский писатель Марат БАСЫРОВ назвал свой роман именно так — «Жэ-Зэ-эЛ».
Рецензия:
Герои этого романа - поэты, с которыми повествователь, тоже этому делу нечуждый, познакомился в одном из ленинградских лито. Типажи, которые описывает недавно ушедший из жизни писатель, настолько живые и убедительные, что кажутся списанными с натуры, возможно, с кое-где и с самого автора.
Басыров показывает нам невозможное – братство абсолютных эгоистов. Вместе их держит лишь потребность в немедленном признании (своего рода аванс) и богемные привычки. Каждый из них убежден, что заслуживает большего, чем простой смертный, насколько - это, конечно, зависит от индивидуального случая. Для них так или иначе характерны готовность любое событие не только своей, но и чужой жизни употребить как материал для своей нетленки, отношение к любви, как к источнику энергии для своего скорого литературного триумфа, но, главное, умение очаровывать и брать, брать без сомнений и колебаний.
Однако ж по законам трагического жанра хюбрис (гордыня) влечет за собой перипетию (потерю удачи) и немезис (возмездие). В романе Басырова оно заключается в том, что герои, в конце концов, осознают свое, прежде всего, творческое бессилие.
Выясняется, что их юношеские тексты казались хорошими из-за харизмы авторов, но никак не наоборот. Когда энергия молодости заканчивалась, они выцветали и превращались в высокопарное пустословие.
Роман Басырова опубликован в «Журнальном зале» не полностью. Чем бы он ни заканчивался, есть в этом и свои плюсы. Можно дать волю воображению. Ведь чисто статистически не могли все «гении 90-х» поголовно превратится в спившихся алкоголиков или продавцов бижутерии. Вдруг некоторые, напротив, вполне преуспели, перекрасились, обрели глянцевый или корпоративный лоск? Не этот ли тип человека - подлинный творец нашей нынешней реальности?
Герои этого романа - поэты, с которыми повествователь, тоже этому делу нечуждый, познакомился в одном из ленинградских лито. Типажи, которые описывает недавно ушедший из жизни писатель, настолько живые и убедительные, что кажутся списанными с натуры, возможно, с кое-где и с самого автора.
Басыров показывает нам невозможное – братство абсолютных эгоистов. Вместе их держит лишь потребность в немедленном признании (своего рода аванс) и богемные привычки. Каждый из них убежден, что заслуживает большего, чем простой смертный, насколько - это, конечно, зависит от индивидуального случая. Для них так или иначе характерны готовность любое событие не только своей, но и чужой жизни употребить как материал для своей нетленки, отношение к любви, как к источнику энергии для своего скорого литературного триумфа, но, главное, умение очаровывать и брать, брать без сомнений и колебаний.
Однако ж по законам трагического жанра хюбрис (гордыня) влечет за собой перипетию (потерю удачи) и немезис (возмездие). В романе Басырова оно заключается в том, что герои, в конце концов, осознают свое, прежде всего, творческое бессилие.
Выясняется, что их юношеские тексты казались хорошими из-за харизмы авторов, но никак не наоборот. Когда энергия молодости заканчивалась, они выцветали и превращались в высокопарное пустословие.
Роман Басырова опубликован в «Журнальном зале» не полностью. Чем бы он ни заканчивался, есть в этом и свои плюсы. Можно дать волю воображению. Ведь чисто статистически не могли все «гении 90-х» поголовно превратится в спившихся алкоголиков или продавцов бижутерии. Вдруг некоторые, напротив, вполне преуспели, перекрасились, обрели глянцевый или корпоративный лоск? Не этот ли тип человека - подлинный творец нашей нынешней реальности?
Об авторе:
Марат Ринатович Басыров (1966–2016) – прозаик. Родился в Уфе, учился в Ленинградском технологическом институте им. Ленсовета. Работал осветителем на киностудии, электромехаником, строителем.
Басыров печатался в литературных альманахах. Первая книга автора «Чемпионат» вышла в 2004 году. В 2012 году опубликован совместный с Оксаной Бутузовой роман "Изолофобия". В 2014 году роман "Печатная машина" вошел в короткий список премии "Национальный бестселлер".
Басыров печатался в литературных альманахах. Первая книга автора «Чемпионат» вышла в 2004 году. В 2012 году опубликован совместный с Оксаной Бутузовой роман "Изолофобия". В 2014 году роман "Печатная машина" вошел в короткий список премии "Национальный бестселлер".
В 2015 году вместе с Даниэлем Орловым Марат стал одним из основателей литературного объединения «Ленинградское дело», куда вошли петербургские прозаики-романисты Валерий Былинский, Владимир Шпаков, Игорь Шнуренко, Ирина Дудина, Мария Ануфриева, Дмитрий Филиппов.
Марат Басыров умер на 44 году жизни после операции на сердце в одной из петербургских больниц.
Марат Басыров умер на 44 году жизни после операции на сердце в одной из петербургских больниц.
Басыров М. ЖеЗеэЛ. - СПб., Лимбус Пресс; Издательство К. Тублина. - 2016. - 206 с.
Патентованный жанр под названием «Жизнь замечательных людей», как правило, знакомит читателя с развернутой биографией выдающихся личностей, добившихся успеха и устоявших перед темными водами забвения. Но как быть с остальными? С теми, кто имел способности, подавал надежды и не устоял? Разве судьба их не достойна памяти? Марат Басыров предлагает свой «каталог героев» – жизнь его замечательных неудачников ярка, нелепа и трагична. Воистину, как может оказаться поразительным не только вознесение, но и провал, так зачастую баловни судьбы проигрывают ее пасынкам в широте жеста и дерзости порыва.
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий