10 мая 2016 г.

Дмитрий Гаричев. Река Лажа

Гаричев Д. Река Лажа : повесть / вступительное слово Ольги Славниковой // Октябрь. - 2016. - № 3.
Читать в "Журнальном зале".
В анонсе номера:
Повесть стала одним из самых ярких открытий последнего сезона премии «Дебют». Представляя новое имя в литературе, координатор премии Ольга Славникова отмечает особенности повести, предназначенные для медленного чтения: «Здесь не сюжет, но язык порождает многочисленных персонажей, каждый – со своей странной кривизной, видимой только при помощи особой авторской оптики». Интересно, что проза Дмитрия Гаричева встраивается в контекст, связывающий напряжение оптики с подкрученной интригой. «Река Лажа» – изысканный триллер, вызывающий ассоциации с прозой Лены Элтанг или Ульяны Гамаюн. Есть, однако, отличие: у Гаричева медленное повествование с пружинящей интригой не приобретает всемирной отзывчивости с набоковским оттенком, когда на русском языке пишется проза человека без родины. Эмиграция Гаричева – внутренняя, и его медленное письмо оказывается путем в глубину родины, в быт людей, живущих понятиями куда более простыми и скорыми, чем язык автора. Тайны и битвы городка Млынска, описанные на языке эстетских нюансов и далеких образных ассоциаций, позволяют пережить русский быт как вид русского искусства. А завязавшееся расследование жестокого преступления становится поводом к испытанию веры, и эмигрантское щегольство повести окончательно растворяется в среднерусском глубинном томлении духа.
Валерия Пустовая. Анонсы журнала "Октябрь".
Рецензии:
Все книги пишутся и читаются для удовольствия. Бывает удовольствие «остросюжетное», подогреваемое загадкой. А бывает удовольствие медленного чтения, где волнует не загадка, но тайна. Повесть Дмитрия Гаричева «Река Лажа» надо вбирать по абзацу, по фразе. Если попытаетесь ускориться, тонкая словесная вязь нарушится, опутает вас рваниной, повиснет бессмыслицей. Но трижды вознагражден будет тот, кто сумеет погрузиться в этот ритмизированный текст и научится дышать в его глубине. Вы попадете в среднерусский городок Млынск – по всем приметам, такой же, как сотни ему подобных. Здесь стоят производства и копошится торговля, стяжательствуют чиновники и тюкают по старым пишмашинкам местные поэты. Здесь ростки либерализма приплюснуты, тонки, изжелта-белы, точно придавленные камнем, а природа этого камня – как будто всем понятна и при этом непознаваема. Здесь не сюжет, но язык порождает многочисленных персонажей, каждый – со своей странной кривизной, видимой только при помощи особой авторской оптики. Именно язык – главный герой повести «Река Лажа». Дмитрий Гаричев обладает талантом пропитывать обыденность поэзией. Этот автор стал одним из самых ярких открытий премии «Дебют» последнего сезона, и я очень рада, что его повесть публикуется именно в журнале «Октябрь».

Удивительная образность, это практически поэма в прозе. Тот случай, когда язык становится живородящим и создает сюжет, персонажей.
Тот случай, когда писатель становится жертвой собственного мастерства. Мастерство несомненно, но оно демонстративно, в своей демонстративности чрезмерно и потому навязчиво: складывается впечатление, что автор проглотил лингвистический словарь...
В "Реке Лаже" даже есть сюжет - отчасти детективный, отчасти мистический (и не разрешающийся ничем). В "Подвиге" Набокова сюжетности куда меньше. Но дело в том, что "Подвиг" Набокова и "Река Лажа" Гаричева отличаются: Набоков в "Подвиге" писал о мире, который он преимущественно любил, а Гаричев пишет о мире, который он тотально не любит. Это мир глубинки, которая тем глуше, чем ближе к Москве. Мир провинциальных маньяков и графоманов; в самом лучшем случае, мир неудачников, когда-то подававших надежды; мир затхлых тёмных коридоров, захудалых редакций и литературных объединений. Я знаю этот мир хорошо. О нём можно написать интересно, но о нём следует писать НЕ ТАКИМ языком. 
Живой Журнал. Кирилл Анкудинов

Об авторе:
биография и фото с сайта
Гаричев Дмитрий - поэт и прозаик.Родился в 1987 году в городе Ногинске Московской области. Окончил Московский государственный лингвистический университет. Живет в Ногинске, работает переводчиком. Стихи публиковались в журналах «Знамя» и «Homo Legens», на сайтах «Сетевая словесность» и «На середине мира».
Своими учителями в литературе считает Н.П. Вагнера, Бориса Виана, Юрия Тынянова, Александра Гольдштейна, Алексея Цветкова-старшего, Сергея Стратановского и Егора Летова.
В 2015 вошел в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «Крупная проза» с повестью «Река Лажа».

Спрашивайте в библиотеках!