К основному контенту

Захар Прилепин. Пока капкан судьбы не щёлкнет

Прилепин З. Пока капкан судьбы не щёлкнет : Слово про Луговского // Наш современник. - 2015. - № 10-11.
Читать на сайте журнала: начало, окончание.
Цитата:
«Вот, детка, такая картинка!» — было любимым присловьем поэта Владимира Луговского.
Мы нарисуем несколько картинок, стараясь не сильно их раскрашивать, но лишь идти вдоль линии человеческой судьбы.
Всякий литератор бывает не только вознаграждён, но и наказан за свои слова и сочинения, однако мало в чьей жизни награда и расплата просматриваются столь наглядно, как в жизни Луговского.
Капкан, поставленный тобой для кого-то, многие годы ждёт тебя самого.
Шаг за шагом, следуя за биографией Луговского, мы придём к этому капкану.
Автор:
Россия — радикальная страна. С кем-то тешатся, а кого-то закладывают плитами и забывают. Целый пласт советской поэзии выпал из ближайшего рассмотрения. Знают Пастернака, Ахматову и Мандельштама. Не знают Корнилова, Мариенгофа и Луговского. Мне могут сказать о несоразмерности имен, которые я называю, но я бы поспорил на эту тему.
...вторая часть биографии явно интересней первой, трагический период получился лучше, чем героический. Позиция Прилепина по отношению к Луговскому подкупает своим гуманизмом, автор заставляет читателя реально сочувствовать своему герою, избежать судейских оценок по отношению к Луговскому, как это делали его предшественники.
Удивительное дело, Прилепин, в публицистике сыплющий обвинение за обвинением, в этой книге не осуждает никого. В числе ее героев есть немало тех, кого можно сравнить с ненавистными ему современными персонажами, но здесь обличения уступают место вопросам, насмешки – необидной иронии, инвективы сменяются даже не всепрощением, поскольку право судить и, следовательно, прощать мертвых Захар не признает ни за кем, в том числе за собой, а мудростью историка и художника, понимающего, что если в каждом отдельном случае ты худо-бедно способен отличить грех от добродетели, то в целом, в масштабах всей жизни, абсолютно невозможно вынести приговор кому бы то ни было. При этом акценты расставлены с такой филигранной точностью, что желание возразить попросту не возникает. Радостно соглашаешься с любой оценкой, точнее – ведомый автором, покорно, как опоенный, вступаешь в очерченный им круг, где все вдруг становится пронзительно ясно без всяких оценок. Это чистое волшебство, и вряд ли кто-то другой из коллег Захара на него способен.
Отныне я знаю: в моей пронесенной через десятилетия упрямой любви к «Середине века» и ее несуразному автору я не одинок. Недаром при наших расхождениях последнего времени я всегда считал Прилепина не просто самым блестящим из современных русских писателей, но и самым мне близким.
Да и так ли уж много они значат, эти расхождения, рядом с любовью к одному и тому же, что больше нас обоих, и для чего Луговской при всех его достоинствах служит не более чем знаком. Спасибо, Захар!
Фото со страницы в Википедии
Об авторе:
Имя: Захар Прилепин
Время рождения: 7 июля 1975 года
Место рождения: деревня Ильинка Скопинского района Рязанской области
Родители: Прилепин Николай Семенович, учитель истории
Нисифорова Татьяна Николаевна, медик
Место проживания: Россия, Нижний Новгород
Образование: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, филологический факультет.
Школа публичной политики.
Публикации: публикуется с 2003 г.
Проза: «Дружба народов», «Континент», «Новый мир», «Искусство кино», «Роман-газета», «Север».
Колумнист газеты "Известия". Секретарь Союза писателей России. Генеральный директор издания "Новая газета в Нижнем Новгороде" и шеф-редактор сайта "Свободная пресса".

Прилепин. З Непохожие поэты. Анатолий Мариенгоф, Борис Корнилов, Владимир Луговской: трагедии и судьбы большевистской эпохи. - М.: Молодая гвардия, 2015. - 384 с. - (Жизнь замеча­тельных людей: сер. биогр.; вып. 1564).
Трёх героев этой книги, казалось бы, объединяет только одно: в свое время они были известными советскими поэтами. Всё остальное – происхождение, творческая манера, судьба – разное. Анатолий Мариенгоф (1897 – 1962) после короткого взлета отошёл от поэзии, оставшись в истории литературы прежде всего как друг Есенина и автор мемуарной прозы. Борис Корнилов (1907 – 1938) был вырван из литературной жизни и погиб в годы репрессий. Владимир Луговской (1901 – 1957) после громкой и заслуженной славы пережил тяжелый творческий и человеческий кризис, который смог преодолеть лишь на закате жизни. Вместе с тем автор книги, известный писатель Захар Прилепин находит в биографиях столь непохожих поэтов главное, что их обобщает: все они были свидетелями великих и трагических событий русской истории ХХ века – не прятались, не отворачивались от них и сумели отразить их в своем творчестве. Мыслящий читатель несомненно отметит, как современно и даже злободневно звучат многие стихи этих поэтов в наше время.
Подробнее:http://www.labirint.ru/books/509394/





Спрашивайте в библиотеках!

Популярные сообщения из этого блога

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8.
Читатьна сайте журнала "Новый мир". Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года. В анонсе номера:
Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории. 
Анонс 8-го номера журнала «Новый мир» Автор:
Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине.
Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мира, в том числе Индии и К…

Владимир Медведев. Заххок

Медведев В. Заххок : роман / Владимир Медведев // Дружба народов. - 2015. - № 3-4. Читать: начало, окончание.
Анонс: Фон романа Владимира Медведева "Заххок" — гражданская война в Таджикистане, один из самых кровавых конфликтов на территории бывшего СССР. Драматические события разворачиваются в глухом горном ущелье на рубеже с Афганистаном. Здесь, в экстремальных жизненных условиях с предельной четкостью проступают все границы. Между жизнью и смертью. Меж добром и злом. Реальным и воображаемым. Властью и поддаными. Городом и деревней. Человеком и природой. Женщинами и мужчинами. Молодыми и старыми. Живыми и мертвыми. Своими и Чужими.
Анонсы журнала "Дружба народов" Рецензии: О событиях двадцатилетней давности в Таджикистане — роман Владимира Медведева "Заххок", где главный герой — человек, увидевший иной ракурс жизни. Он пытается понять других людей, не потерять почву под ногами и найти поддержку. Во времена кровопролитной гражданской войны в маленьком рай…

Анна Козлова. F20

Козлова А. F20 : Кинороман // Дружба народов. - 2016. - №10. - С. 7-88.
Читать: в Журнальном зале
Автор:
Новый роман посвящен людям, про которых не говорят и не пишут. Их не показывают по телевизору, не берут на работу. На них не женятся, от них не хотят детей. Они больны, но никто никогда не станет собирать деньги на их лечение, их болезнь хуже рака, безнадежнее СПИДа, позорнее сифилиса. По коду МКБ f20 это шизофрения.
«F20». Новый роман Анны Козловой Рецензии:
«F20», книга Анны Козловой, выпущенная издательством «РИПОЛ классик», с маркировкой 18+на обложке. Это небольшой роман с чуть заметным мистическим отсветом. Роман о мире, потерявшем равновесие. Психическое -— прежде всего. Но не только. Роман, в котором душевная болезнь становится клеймом, приговором и проклятием поколений, а методы лечения это проклятие лишь усугубляют. Роман, написанный с какой-то яростной откровенностью и прямотой, указывающий на то, что в обыденности люди стараются не замечать, замалчивать, предпочитают врать …