Читать в "Журнальном зале": начало, продолжение, окончание.
В анонсе номера:
В то время как новейшая историческая проза мутирует в фантастику или эмигрирует на поле нон-фикшн, роман Леонида Юзефовича пролагает иной путь к памяти. Автор доказывает, что анализ – такая же писательская сила, как воображение, но, вплотную придерживаясь фактов – дневниковых записей, писем, свидетельств, – занят не занимательным их изложением, а выявлением закономерностей жизни. Карта боевого похода «белого» генерала и «красного» командира в Якутию в начале двадцатых годов прошлого века обращается для читателя в рисунок судьбы, исторические документы вплетаются в бесконечные письмена жизни, приобщающие читателя к архиву бесценного человеческого опыта.
Роман о том, как было, превращается в роман о том, как бывает. Из хроники вырастает миф – о чем автор скупо обмолвится, на миг прервав скрупулезную реконструкцию чужих приключений. Да, в романе содержатся ростки для сказки о поиске «ключа бессмертия» в «заколдованном лесу» под «ледяной горой», для мифа о крае света и вечно стартующей одиссее, но точно также в нем прорастают сотни романов, трагических опер, горьких и ироикомических повестей. Это документальное полотно собрано из сюжетов, каждый из которых достоин самостоятельного повествования, но в то же время парадоксально не нуждается в нем – потому что в литературном отношении слишком легко распознаются его завязка, жанр и мораль. Сюжет жизни неповторим – но, будучи выпростан в художественное измерение, он оказывается всего лишь эхом тысячи раз от века произнесенного. Тогда как концентрация не придуманных и не разработанных сюжетов в романе создает ощущение богатства и неподдельности самой жизни.
Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в разгар междоусобной войны отправляются в вечное странствие – и, каковы бы ни были их политические убеждения, цель их похода оказывается куда существенней и сложнее исторически обусловленной идеологии.
Кульминация документального эпоса о якутском походе белого генерала А.Н. Пепеляева и красного командира И.Я. Строда – многодневная осада Сасыл-Сысы, Илиада во льдах. Посланцы гражданской войны сталкиваются, как троянцы и греки, у стен, выложенных телами их павших товарищей, удерживая друг друга в магическом круге войны, свершая волю богов. Селение из пяти юрт, затерянное в морозной пустыне, в романе Юзефовича становится цитаделью мифа, рассказывающего вечную историю о жизни и смерти в обстоятельствах края света и края века.
Гибель героя – вершина мифа, итог странствий всей жизни. Заключительные главы романа застают белого генерала А.Н. Пепеляева и красного командира И.Я. Строда в обстоятельствах постжизни, за пределами времени эпических подвигов – времени, когда им понадобится все мужество, выкованное в дорогах и битвах, чтобы достойно принять несправедливое воздаяние родины.
Автор:
Мне трудно объяснить, для чего я написал эту книгу.
То, что двигало мной, когда почти двадцать лет назад я начал собирать материал для нее, давно утратило смысл и даже вспоминать об этом неловко.
Взамен могу привести еще одну цитату из Метерлинка, которую Кронье де Поль в сентябре 1922 года на борту «Защитника» по пути из Владивостока в Аян выписал в свою книжечку, как если бы думал при этом о Пепеляеве и Строде: «Мы знаем, что во вселенной плавают миры, ограниченные временем и пространством. Они распадаются и умирают, но в этих равнодушных мирах, не имеющих цели ни в своем существовании, ни в гибели, некоторые их части одержимы такой страстностью, что, кажется, своим движением и смертью преследуют какую-то цель».
...Роман на деле не является исторической беллетристикой: на основе архивных документов творится миф об иррациональности и гибельности всей отечественной истории, в которой не найти правых и виноватых, не отыскать правильных рецептов всеобщего счастья. Такова, по мысли писателя, и сегодняшняя страна...
5 лучших книг июля // Собака.Ru. - 2015. - 13 июля
Об авторе:
фото с сайта |
Леонид Абрамович Юзефович — писатель, сценарист, историк, автор детективных и исторических романов. Родился в 1947 году в Москве. Детство и юность будущего писателя прошли в Перми. В 1970 году окончил исторический факультет университета в городе Пермь, в 1970-1972 годах служил в армии в Забайкалье. Находясь в армии, увлекся буддизмом и написал свой первый роман, не опубликованный до настоящего времени. С 1975 года работал учителем истории в средней школе. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию.
В 1977 году в журнале «Урал» напечатали его первую повесть «Обручение с вольностью». Много печатали автора в 1980-х годах, особенно во второй половине. Первый запоминающийся роман "Самодержец пустыни" (1993) - о бароне Унгерне.
Стал известен широкому кругу читателей в 2001 году после издания серии детективов о сыщике Иване Путилине. Серию критики приняли хорошо. В 2002 году издан детективный роман "Каракоза", который также получил высокие оценки критиков. За роман "Журавли и карлики" автор стал лауреатом первой премии «Большая книга» 2009 года.
Также Юзефович пишет стихи, напечатал их в первый раз в 2003 году в журнале «Знамя». Писатель работает для телевидения, он написал несколько сценариев к сериалам, снятым по мотивам его книг. Это такие известные фильмы, как «Сыщик Петербургской полиции» (1991, повесть "Ситуация на Балканах"), «Казароза» (2005, одноименный роман), «Гибель империи» (2005, сценарий Юзефовича), «Сыщик Путилин» (2007, серия романов об Иване Путилине), «Ораниенбум. Серебряный самурай» (2007, по сценарию Юзефовича).
Произведения Юзефовича переведены на несколько языков (немецкий, польский, испанский, французский, итальянский).
В 1977 году в журнале «Урал» напечатали его первую повесть «Обручение с вольностью». Много печатали автора в 1980-х годах, особенно во второй половине. Первый запоминающийся роман "Самодержец пустыни" (1993) - о бароне Унгерне.
Стал известен широкому кругу читателей в 2001 году после издания серии детективов о сыщике Иване Путилине. Серию критики приняли хорошо. В 2002 году издан детективный роман "Каракоза", который также получил высокие оценки критиков. За роман "Журавли и карлики" автор стал лауреатом первой премии «Большая книга» 2009 года.
Также Юзефович пишет стихи, напечатал их в первый раз в 2003 году в журнале «Знамя». Писатель работает для телевидения, он написал несколько сценариев к сериалам, снятым по мотивам его книг. Это такие известные фильмы, как «Сыщик Петербургской полиции» (1991, повесть "Ситуация на Балканах"), «Казароза» (2005, одноименный роман), «Гибель империи» (2005, сценарий Юзефовича), «Сыщик Путилин» (2007, серия романов об Иване Путилине), «Ораниенбум. Серебряный самурай» (2007, по сценарию Юзефовича).
Произведения Юзефовича переведены на несколько языков (немецкий, польский, испанский, французский, итальянский).
Список публикаций автора в литературно-художественных журналах.
Леонид Юзефович. Зимняя дорога : генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии, 1922–1923 : документальный роман . - Москва: АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2015.
Новая книга Леонида Юзефовича рассказывает о малоизвестном эпизоде Гражданской войны в России — героическом походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922–1923 годах.
Книга основана на архивных источниках, которые автор собирал много лет, но написана в форме документального романа. Главные герои этого захватывающего повествования — две неординарные исторические фигуры: белый генерал, правдоискатель и поэт Анатолий Пепеляев и красный командир, анархист, будущий писатель Иван Строд. В центре книги их трагическое противостояние среди якутских снегов, история их жизни, любви и смерти.
Книга основана на архивных источниках, которые автор собирал много лет, но написана в форме документального романа. Главные герои этого захватывающего повествования — две неординарные исторические фигуры: белый генерал, правдоискатель и поэт Анатолий Пепеляев и красный командир, анархист, будущий писатель Иван Строд. В центре книги их трагическое противостояние среди якутских снегов, история их жизни, любви и смерти.
Спрашивайте в библиотеках!
Комментарии
Отправить комментарий