К основному контенту

Миа Куоту. Божьи яды и чертовы снадобья


Миа Коуту. Божьи яды и чертовы снадобья: роман / пер. с португал. Е. Хованович. - Иностранная литература,  № 8.- 2012
Читать отрывок: Журнальный зал
Анонс:
Роман мозамбикского писателя Миа Коуту «Божьи яды и чертовы снадобья» поначалу не выглядит странным. Молодой врач португалец по имени Сидониу Роза приезжает в Мозамбик в поселок с говорящим названием Мгла, чтобы жениться на любимой девушке, уроженке этих мест, с которой он познакомился в Лиссабоне. Девушка, как ему объяснили, в отъезде, и врач изо дня в день навещает ее родителей, тем более, что отец девушки тяжело болен. Фон – авантюрная политическая жизнь страны, предвыборная кампания и проч. Но чем дальше, тем больше повествование приобретает иллюзорные черты. Герои романа излагают чужаку каждый свою версию произошедшего с девушкой… Здесь бушуют настоящие африканские страсти, и тайны из прошлого персонажей раскрываются с завидной регулярностью. Одна из этих тайн связывает молодого врача с семьей загадочного старика Бартоломеу.
Цитаты из романа: 
"...жить без счастья и горя - больнее, чем страдать. Настоящие наказание - не прожорливое адское пламя. Настоящая казнь - вечное чистилище"
"Возраст — болезнь, настигающая скоропостижно, когда меньше всего ждешь. Разочаровался, отказался от надежды — и готово. Мы — повелители Времени, но только до тех пор, пока Время не вспомнит о нас"
"Люди - это неторопливые страны. Думаешь: вот человк из плоти и крови, а вместо плоти и крови - корни и камни. Есть ещё другие люди. Те - как облака. Стоит ветру подуть - от них и следа не останется"
"Видеть сны - значит лгать жизни, значит мстить судьбе, одаривающей слишком скупо и слишком поздно"
с сайта Livlib
Рецензии:
Мозамбик, это не только бедная, погрязшая в коррупции страна, но также место, способное возбуждать воображение. Писателю удалось увлекательно рассказать об этой небольшой стране, в которой перемешаны столько этносов и культур. Африка - сложная мозаика из мифов и разочарований.
Писатель будто скальпелем препарирует эту африканскую землю. Автор смешивает идеи, образы, людей так, что не сразу понятно о чем идет речь и откуда это возникло: "После стольких лет, что мы не живем в доме, мы становимся домом там, где мы живем. Это как если бы стены одевали нашу душу" - говорит прикованный к постели больной.
Миа Куоту - писатель света и тени, современный волшебник, смотрящий на Мозамбик глазами Дэвида Линча. Его образы завораживают, но его стиль повествования разрушает иллюзорность мечтаний. Главное удовольствие - это здесь и сейчас, на этой земле, несмотря на страдания. Один из героев говорит: «Мы все любим мечтать взамен реальной жизни. Но это неверно, доктор. Жить необходимо, чтобы отдохнуть своей мечты".
Перевод с сайта: Телерама
Нельзя было пройти мимо. Автор мало известен в России, но является одним из самых читаемых и переводимых мозамбикских писателей.
Теперь о самом романе. Эпиграф «Воображение – это обезумевшая память» задаёт тон всему повествованию, действие которого происходит в мозамбикском посёлке с говорящим названием Мгла. Чем дальше разворачивается история, тем более врач-португалец Сидониу Роза блуждает во мгле, которую напускают вокруг него чернокожие местные жители, и не может найти однозначных ответов на, казалось бы, простые вопросы о прошлом.
Чтобы быть справедливым к книге и автору, скажу, что процесс чтения не был тяжёлым. Герои романа очень интересно, ярко, метафорично разговаривают. Интересно, что Миа Коуту показывает и общество, в котором люди фотографируются и смотрят телевизор, разговаривают о политике, и в то же время до сих пор сохраняют веру в духов, сглаз и прочее мракобесие. В немногих штрихах обнаруживаются границы «водораздела» между чернокожими и белыми, который, наверное, обычен для постколониального государства (любопытно: ещё большие преграды, судя по тексту, существуют в отношениях между неграми и мулатами).
И напоследок – цитата, в которой для меня заключён весь смысл прочитанного романа:
– Вы должны забыть. Забыть всё, о чём вам рассказывали.
– Забыть? Почему?
– Потому что всё это враньё. Земля наша врёт, чтобы выжить.
Об авторе:
фото с сайта: Википедия
Миа Куото (полное имя - Антонио Эмилио Лейте Куоту, род. 05.07.55) - португалоязычный писатель из Мозамбика, получивший международное признание. Сын поэта Фернандо Лейте Куоту. По образованию - биолог. Сторонник Фронта за освобождение Мозамбика. Автор многочисленных публикаций.
Начинал как поэт, но затем стал писать рассказы, новеллы и романы. В настоящее время совмещает карьеру биолога в Great Limpopo Transfrontier Park (Грет Лимпопо Трансфронтье Парк) с писательской деятельностью. Произведения Куоту опираются на реальность его родной страны и в частности на богатый местный фольклор.
Творчество Куоту - это поэмы, новеллы, романы и хроники. Его блестящий стиль органично сочетает литературный португальский язык с местными африканизмами. Куоту создал некий сорт магического африканского реализма. Автор рассказывает о южной Африке с долей юмора и большой надеждой.
Первый роман Куоту "Сонная земля" вошел в список 12-ти лучших африканских романов 20-го века. Его книги переведены на 22 языка.
Лауреат премии Мариу Антониу (2001), международной премии организации Латинское единство, премии Эдуардо Лоренцу (2011) и др.
Автор романов «Сонная земля» (Terra Sonambula, 1992), «Последний полет фламинго» (О Ultimo Voo do Flamingo, 2000), «Потрясенный дождь» (A Chuva Pasmada, 2004), Иерусалим (Jesusalem, 2009) и др.
                                                                                                         перевод с сайта:  Африкансюксес


Спрашивайте в библиотеках!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Александр Мелихов. И нет им воздаяния

Александр Мелихов. И нет им воздаяния :  роман // Новый мир. - 2012. - № 2, 3. Читать в Журнальном зале": начало ,  окончание . Купить в редакции. В анонсе номера:  Роман, внутренний сюжет которого можно было бы назвать сюжетом Гамлета сегодня: повествователь, понуждаемый духом умершего отца, пытается найти и покарать тех, кто сломал отцу жизнь. Однако то, что сравнительно легко – пусть и с трагическими последствиями - далось его датскому предшественнику, оказывается неимоверно сложной задачей в условиях русского ХХ века, где не всегда просто отделить в поступках людей их злую волю от воли внешних обстоятельств, от силовых полей русской истории; ситуация, усложненная в романе еще противоречивым комплексом “еврейской темы” в сознании наших современников. Анонс №2, Февраль 2012 год Автор о романе: Сейчас вся дилогия выходит в издательстве «АСТ» под общим названием «Тень отца». Но пока тянулась положенная издательская процедура, я закончил последнюю часть трилогии «И

Владимир Медведев. Заххок

Медведев В. Заххок : роман / Владимир Медведев // Дружба народов. - 2015. - № 3-4. Читать : начало , окончание . Анонс: Фон романа Владимира Медведева "Заххок" — гражданская война в Таджикистане, один из самых кровавых конфликтов на территории бывшего СССР. Драматические события разворачиваются в глухом горном ущелье на рубеже с Афганистаном. Здесь, в экстремальных жизненных условиях с предельной четкостью проступают все границы. Между жизнью и смертью. Меж добром и злом. Реальным и воображаемым. Властью и поддаными. Городом и деревней. Человеком и природой. Женщинами и мужчинами. Молодыми и старыми. Живыми и мертвыми. Своими и Чужими. Анонсы журнала "Дружба народов" Рецензии: О событиях двадцатилетней давности в Таджикистане — роман Владимира Медведева "Заххок", где главный герой — человек, увидевший иной ракурс жизни. Он пытается понять других людей, не потерять почву под ногами и найти поддержку. Во времена кровопролитной гражданской вой

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8. Читать на сайте журнала "Новый мир" . Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года. В анонсе номера: Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории.  Анонс 8-го номера журнала «Новый мир» Автор: Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине. Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мир