К основному контенту

Ада Самарка. Взрослые сказки

Самарка А. Взрослые сказки // Октябрь. - 2012. - № 5.
Читать в "Журнальном зале".
В анонсе номера:
Твердую сказочную форму как только не подплавляли, не гнули наши прозаики. Достаточно вспомнить самые яркие образцы – “Московские сказки” А. Кабакова, в которых известные сюжеты получали вторую жизнь благодаря социально-политической сатире и эху гоголевской тоски, или “Убежище 3/9” А. Старобинец, где фольклор пошел на пищу триллеру, а сказочные персонажи переступили рамки игровой условности.
И все-таки даже в подобных экспериментальных скрещениях сказки с жизнью писатели не выключали первичную магическую энергию, позволяя читателю до поры до времени думать, что им все еще можно – попасть в сказку.
Литературный эксперимент Ады Самарки принес иной результат. Работая на популярном соединении постмодернизма и остросоциального реализма, сказки и бытописательства, она нащупала точку, в которой энергетика сказочного жанра стремится к нулю. И дала волю своему вполне реалистичному воображению. От сказки в этих небольших повестях остались лишь набросок готовящейся интриги, название да обещание, что все кончится хорошо.
Но вот откуда берется все остальное: партизан-защитник и загубленная немцами сестра – у Красной Шапочки, умиротворенное тридцатилетнее вдовство – у Мышки из Киева, напряженная душевная борьба – у родителей Мальчика-с-Пальчика? Самарка не достраивает сказку, а подробно воссоздает параллельное ей пространство – ничуть не менее удивительное оттого, что случаются в нем обычные вещи.
В этом году Ада Самарка стала лауреатом Новой Пушкинской Премии “За новаторское развитие отечественных культурных традиций”.
Валерия Пустовая. 
Анонсы журнала "Октябрь". Месяц в "Октябре".
Автор:
Три моих сказки вышли в 5-м выпуске "Октября".
Пару слов о них. Так как-то совпало, что именно эта тройка - самые последние, которые я писала. И писала достаточно быстро (что на меня не похоже), писала в иных жизненных обстоятельствах - потому контраст с тем, что кто-то из читателей видел раньше - должен быть заметным. "Репка" - так вообще совместное детище с Димой и мне даже немного странно что этот экспромпт нашел свое место рядом с остальными сказками. Еще там остались несколько ляпов технических - вроде "монтажный" стол вместо какого-то там другого, но не-киношники на это вообще не обратят внимания:) Забавно получилось, что репку там не вытягивают, а наливают:)
О сказках Ады Самарки:
«Популярные сказки, адаптированные для современного взрослого чтения» - пример особого рода литературы, которая вроде и не литература вовсе — так пугающе концентрированна, сгущена в ней жизнь, что литература под ее нажимом лопается по швам, под скользящим (или дотошно-въедливым) глазом читателя вытекая незаметно и страшно, как кровь...

Скелет «Сказок...» - сами сказки. Вернее, все мировые сюжеты волшебных сказок. Колобок, Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, Красавица и Чудовище, Белоснежка и семь гномов, Красная Шапочка, Русалочка, Муха-Цокотуха, Стрекоза и муравей, Репка — вперемешку и европейские, и русские народные, и авторские сказки (тени Чуковского и Андерсена колышутся вдали, приветственно машут нам руками...). Неважно, кто и когда зафиксировал сказку. Сказка как отправной архетип для рождения уникального образа, сказка как благодатная почва, плодородная подкладка — всегда есть повод для того, чтобы ее переиначить, перетолковать, перетолмачить, переведя на язык сугубо взрослой — СТРАШНОЙ — жизни.
Елена Крюкова. Сказки Самарки.
Интервью:
Анастасия Чеховская. Девятьсот тысяч знаков ради одного спасения или интервью с писательницей Адой Самаркой.
Об авторе:
фото с сайта
Ада Самарка - творческий псевдоним писательницы Ольги Панасьевой. Родилась и живет в Киеве. Окончила колледж в Англии. Работала заместителем директора типографии, переводчиком, дизайнером. Воспитывает четверых детей. Автор журналов “Новая юность”, “Октябрь”, “Новый берег”, а также трех книг прозы.
Как и положено современному прозаику, она активный блогер, занимается йогой и немного рисует. Сочинять начала лет в 10, никогда не скрывала, что амбициозна. Новую Пушкинскую премию Самарка получила за сказки для взрослого чтения, написанные необычным языком. Сейчас писательница взялась за серьезную тему — о Второй мировой войне, оккупированной Украине и девочке Иле, которая родилась в тюрьме.
Автобиография.
Биография на сайте "Новой Пушкинской премии".
Живой журнал Ады Самарки.
Страницы автора на:
стихи.ру
проза.ру


Спрашивайте в библиотеках!

Популярные сообщения из этого блога

Лев Данилкин. Владимир Ленин

Данилкин Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. - 2016. - № 8.
Читатьна сайте журнала "Новый мир".Полностью биография Ленина выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в феврале 2017 года.В анонсе номера:
Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории. 
Анонс 8-го номера журнала «Новый мир»Автор:
Есть миллион ответов, почему интересно писать книгу о Ленине.
Ни один человек не изменил современный мир так существенно и радикально как Ленин. Ленин повлиял на историю половины мира, в том числе Индии и К…

Сергей Шаргунов. Валентин Катаев

Шаргунов С. Валентин Катаев : главы из книги // Новый мир. - 2016. - № 1.
Читать: на сайте журнала "Новый мир".
Полностью биография В.П. Катаева выйдет в издательстве "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей" в начале 2016 года.
Читать в журнале "Наш современник": начало, продолжение, окончание.
В анонсе номера:
Главы из будущей книги, написанной для серии ЖЗЛ, – в главах этих Шаргунов ставил задачу разобраться в самом закрытом (самим Катаевым закрытом) периоде жизни писателя: конец 10-х – начало 20-х годов, гражданская война, Одесса, метания между белыми и красными, а в литературе – между ученичеством (не только литературном) у Бунина или у Маяковского; полугодовое пребывание в камерах ВЧК с перспективой почти неизбежного расстрела, чудесное избавление и т.д. – и все это для того, чтобы понять «кто такой Катаев».
Анонс журнала "Новый мир"Автор:«Новый мир» публикует главы из книги о Валентине Катаеве периода гражданской войны…

Горан Петрович. Снег, следы…

Петрович Г. Снег, следы…: Фрагменты ещё не дописанного романа / Перевод Ларисы Савельевой // Иностранная литература. - 2015. - № 11. - С. 3-79.Читать:в Журнальном залеАнонс: 30-е годы. Роскошный восточный экспресс Стамбул-Париж, вопреки расписанию, останавливается на захолустной станции и тотчас снова трогается в путь, оставив на заснеженном перроне маленького мальчика. Роман и представляет собой воспоминания того, выросшего и состарившегося, подкидыша о людях, населявших этот медвежий угол в предвоенное десятилетие. Трогательная история с балканским колоритом. Цитата: ДО СНЕГА НЕ ПОМНЮ НИЧЕГО. Много раз я пытался вернуться назад, пробиться сквозь пелену белого, но мне не удавалось перейти границу памяти. Иногда я сомневаюсь: а было ли что-нибудь до снега.
ВАЛИЛО, КАК НЫНЕШНЕЙ НОЧЬЮ. Щедро... Сейчас я знаю, снег - утешение. Меньше видно всякой всячины. И хотя можно догадаться, что там, под сугробами, с холма все выглядит чистым, неиспорченным, словно на миг нам все прощено, словно дан…